§58. Развитие и смена биогеоценозов - cтраницы 107, 108, 109
1. Каково значение животных, микроорганизмов и грибов в биогеоценозе?
Ответ:
Они являются редуцентами; разрушают отмершие останки живых существ, превращая их в неорганические и простейшие органические соединения.
2. Сформулируйте определения следующих понятий.
Ответ:
Экологическая сукцессия – замена сообществ одних организмов сообществами других организмов;
Первичная сукцессия – процесс формирования и развития экосистемы на незаселенной местности;
Вторичная сукцессия – сукцессия, осуществляющаяся на участке, где ранее растительность была уничтожена.
3. На конкретном примере опишите процесс развития сообщества, называемый первичной сукцессией.
Ответ:
Заселение обнажившихся участков территории; эти участки сначала занимают виды, способные быстро расселяться. На пионерной стадии сообщество не сбалансированно; постепенно сообщество становится все более устойчивым.
4. Как вы думаете, почему биологическим разнообразием обеспечена устойчивость биоценоза? Поясните на примере.
Ответ:
Чем больше видов, тем больше пищевых цепей может существовать. При выпадении вида из цепи это место занимается другим видом, сходным по экологической роли.
5. Объясните, почему экологические сукцессии являются механизмом: развития экосистем, самоподдержкой экосистем, восстановление экосистем.
Ответ:
Развития экосистем – например, зарастание болотистой местности и превращение в лес;
Самоподдержка экосистем – постоянный обмен веществ;
Восстановление экосистем – приводят к формированию стабильных, зрелых биоценозов.
6. От чего зависит продолжительность существования экосистем? Почему жизнь дубравы более продолжительна, чем жизнь смешанного леса? Объясните, почему дубрава – более устойчивая экосистема, чем березовая роща?
Ответ:
Генетическое разнообразие, условие окружающей среды, гомеостаз. Биоценоз дубравы – большое количество растений и животных, при неизменных внешних условиях существует очень долго.
7. Какие экологические правила и законы необходимо знать при создании искусственной экосистемы? Ответ проиллюстрируйте примерами.
Ответ:
Создавая агроэкосистемы, надо понимать, что они крайне неустойчивы и требуют постоянной поддержки человека.
8. Что происходит на участке земли вблизи леса, если человек не возделывает на нем культуры?
Ответ:
Он стремительно преобразуется в пустошь, а затем в ходе сукцессии – в луг или кустарниковые заросли.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: