§58. Развитие и смена биогеоценозов - cтраницы 107, 108, 109

1. Каково значение животных, микроорганизмов и грибов в биогеоценозе?

Ответ:

Они являются редуцентами; разрушают отмершие останки живых существ, превращая их в неорганические и простейшие органические соединения.

2. Сформулируйте определения следующих понятий.

Ответ:

Экологическая сукцессия – замена сообществ одних организмов сообществами других организмов;

Первичная сукцессия – процесс формирования и развития экосистемы на незаселенной местности;

Вторичная сукцессия – сукцессия, осуществляющаяся на участке, где ранее растительность была уничтожена.

3. На конкретном примере опишите процесс развития сообщества, называемый первичной сукцессией.

Ответ:

Заселение обнажившихся участков территории; эти участки сначала занимают виды, способные быстро расселяться. На пионерной стадии сообщество не сбалансированно; постепенно сообщество становится все более устойчивым.

4. Как вы думаете, почему биологическим разнообразием обеспечена устойчивость биоценоза? Поясните на примере.

Ответ:

Чем больше видов, тем больше пищевых цепей может существовать. При выпадении вида из цепи это место занимается другим видом, сходным по экологической роли.

5. Объясните, почему экологические сукцессии являются механизмом: развития экосистем, самоподдержкой экосистем, восстановление экосистем.

Ответ:

Развития экосистем – например, зарастание болотистой местности и превращение в лес;

Самоподдержка экосистем – постоянный обмен веществ;

Восстановление экосистем – приводят к формированию стабильных, зрелых биоценозов.

6. От чего зависит продолжительность существования экосистем? Почему жизнь дубравы более продолжительна, чем жизнь смешанного леса? Объясните, почему дубрава – более устойчивая экосистема, чем березовая роща?

Ответ:

Генетическое разнообразие, условие окружающей среды, гомеостаз. Биоценоз дубравы – большое количество растений и животных, при неизменных внешних условиях существует очень долго.

7. Какие экологические правила и законы необходимо знать при создании искусственной экосистемы? Ответ проиллюстрируйте примерами.

Ответ:

Создавая агроэкосистемы, надо понимать, что они крайне неустойчивы и требуют постоянной поддержки человека.

8. Что происходит на участке земли вблизи леса, если человек не возделывает на нем культуры?

Ответ:

Он стремительно преобразуется в пустошь, а затем в ходе сукцессии – в луг или кустарниковые заросли.



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: