§52. Приспособленность организмов к действию факторов среды - cтраницы 96, 97, 98
1. Используя рисунок 74 учебника, объясните, как планктон приспособлен к существованию в таких условиях. Приведите примеры своих наблюдений в природе. (Устно)
2. Объясните, почему разные виды живых организмов имеют сходную жизненную форму.
Ответ:
Внешнее сходство отражает не родство видов, а сходные черты образа жизни. В одинаковой среде образуются сходные приспособленные формы.
3. Поясните, как растения приспособлены к условиям: засушливого климата, избыточного увлажнения, недостатка света, избыточной освещенности.
Ответ:
Засушливый климат – сильно уменьшена площадь листьев и их опушение, пленка на поверхности листьев большой толщины.
Избыточное увлажнение – корневая система хорошо развита, листья имеют разную форму.
Недостаток света – листья становятся темно-зелеными и увеличиваются, стебель вытягивается, цветение прекращается (у многих растений).
Избыточная освещенность – цвет листьев желто-зеленый, рост замедляется, получаются более приземистыми с короткими междоузлиями и широкими короткими листьями.
4. Заполните таблицу «Экологические группы животных».
Ответ:
Класс |
Факторы среды |
Характерные черты организации |
Экологические группы |
Крот млекопитающие |
Влажная почва |
Туловище вытянуто, покрыто мехом |
Почвенная; абиотическая |
Лучеперые рыбы |
Водная |
Костный позвоночник |
Абиотическая; биотическая |
Птицы |
Наземно-воздушная |
Теплокровные, яйцекладущие |
Абиотическая; биотическая |
Ленточные черви |
Организменная |
Используют хозяина как источник питания, среду обитания |
Биотическая |
5. Укажите, какое строение конечностей характерно для белки летяги, кенгуру, крота, тюленя. Объясните почему?
Ответ:
Кенгуру – мощные задние ноги.
Крот – передние ноги – орудие для копания, задние вытянуты.
Тюлень – конечности видоизменены в ласты.
Белка летяга – конечности короткие, между ними кожистая препонка.
6. Что изучает наука бионика? Как человек использует природные объекты в своей хозяйственной деятельности?
Ответ:
Бионика – наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: