§52. Приспособленность организмов к действию факторов среды - cтраницы 96, 97, 98

1. Используя рисунок 74 учебника, объясните, как планктон приспособлен к существованию в таких условиях. Приведите примеры своих наблюдений в природе. (Устно)

2. Объясните, почему разные виды живых организмов имеют сходную жизненную форму.

Ответ:

Внешнее сходство отражает не родство видов, а сходные черты образа жизни. В одинаковой среде образуются сходные приспособленные формы.

3. Поясните, как растения приспособлены к условиям: засушливого климата, избыточного увлажнения, недостатка света, избыточной освещенности.

Ответ:

Засушливый климат – сильно уменьшена площадь листьев и их опушение, пленка на поверхности листьев большой толщины.

Избыточное увлажнение – корневая система хорошо развита, листья имеют разную форму.

Недостаток света – листья становятся темно-зелеными и увеличиваются, стебель вытягивается, цветение прекращается (у многих растений).

Избыточная освещенность – цвет листьев желто-зеленый, рост замедляется, получаются более приземистыми с короткими междоузлиями и широкими короткими листьями.

4. Заполните таблицу «Экологические группы животных».

Ответ:

Класс

Факторы среды

Характерные черты организации

Экологические группы

Крот млекопитающие

Влажная почва

Туловище вытянуто, покрыто мехом

Почвенная; абиотическая

Лучеперые рыбы

Водная

Костный позвоночник

Абиотическая; биотическая

Птицы

Наземно-воздушная

Теплокровные, яйцекладущие

Абиотическая; биотическая

Ленточные черви

Организменная

Используют хозяина как источник питания, среду обитания

Биотическая

5. Укажите, какое строение конечностей характерно для белки летяги, кенгуру, крота, тюленя. Объясните почему?

Ответ:

Кенгуру – мощные задние ноги.
Крот – передние ноги – орудие для копания, задние вытянуты.
Тюлень – конечности видоизменены в ласты.
Белка летяга – конечности короткие, между ними кожистая препонка.

6. Что изучает наука бионика? Как человек использует природные объекты в своей хозяйственной деятельности?

Ответ:

Бионика – наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы.



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: