§32-33 Положение основных слоев общества - cтраницы 43, 44, 45, 46, 47, 48

1. Проведите линии, показывающие, из каких сословий шло формирование классов и социальных слоев населения в конце XIX в.

§32-33 Положение основных слоев общества - 1

2. Прочитайте документ и дайте письменные ответы на вопросы.

А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни
Письмо девятое. 1880 г.
«...Американец продает избыток, а мы продаем необходимый насущный хлеб. Американец-земледелец сам ест отличный пшеничный хлеб, жирную ветчину и баранину, пьет чай, заедает обед сладким яблочным пирогом... Наш же мужик-земледелец ест самый плохой ржаной хлеб... хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу с конопляным маслом, об яблочных пирогах и понятия не имеет, да еще смеяться будет, что есть такие страны, где неженки-мужики яблочные пироги едят да батраков тем же кормят. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку; пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку - соси...
...Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не станут есть всякую дрянь. Лучшую, чистую рожь мы пережигаем на вино, а самую что ни на есть плохую рожь, с пухом, костерем, сивцом и всяким отбоем, получаемым при очистке ржи для винокурен,- вот это ест уж мужик. Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он еще недоедает. Если довольно хлеба в деревнях - едят по три раза... налегают больше на яровину, картофель, конопляную жмаку в хлеб прибавляют. Конечно, желудок набит, но от плохой пищи народ худеет, болеет, ребята растут хуже...»

1. О каких особенностях крестьянской жизни вы узнали из документа?
2. Почему русские крестьяне были вынуждены продавать хлеб в ущерб своему питанию?

1. Особенностью крестьянской жизни была крайняя бедность, возникавшая из-за необходимости продавать хлеб в ущерб собственным интересам.
2. Причиной этому были значительно возросшие обязательные платежи (подати, выкупные, проценты), взимаемые с крестьян, в условиях малоземелья.
3. Заполните таблицу.

§32-33 Положение основных слоев общества - 2

4. Заполните таблицу.

§32-33 Положение основных слоев общества - 3

5. Вставьте пропущенные в тексте фамилии.

Из воспоминаний К. С. Станиславского
«Я жил в такое время, когда в области искусства, науки, эстетики началось большое оживление. Как известно, в Москве этому немало способствовало тогдашнее молодое купечество, которое впервые вышло на арену русской жизни и, наряду со своими торговопромышленными делами, вплотную заинтересовалось искусством.
Вот, например, Павел Михайлович Третьяков, создатель знаменитой галереи, которую он пожертвовал городу Москве. С утра и до ночи работал он или в конторе, или на фабрике, а вечерами занимался в своей галерее или беседовал с молодыми художниками, в которых чуял талант. Через год-другой картины их попадали в галерею, а они сами становились сначала просто известными, а потом знаменитыми...
Сергей Иванович Щукин собрал галерею французских художников нового направления, куда бесплатно допускались все желающие знакомиться с живописью. Его брат, Петр Иванович Щукин, создал большой музей русских древностей.
Алексей Александрович Бахрушин учредил на свои средства единственный в России театральный музей, собрав в нем то, что относилось к русскому и частью к западноевропейскому театру.
А вот еще превосходная фигура из строителей русской культурной жизни... Я говорю об известном меценате Савве Ивановиче Мамонтове, который был одновременно и певцом, и оперным артистом, и режиссером, и драматургом, и создателем русской частной оперы, и меценатом в живописи... и строителем многих русских железнодорожных линий».
6. Прочитайте документ и дайте письменные ответы на вопросы.

Требования морозовских рабочих
«1. ...Мы, рабочие, требуем и просим, чтобы штрафы не превышали 5% заработанного рубля и чтобы рабочий был предупрежден о его плохой работе и вызывался не более двух раз в течение месяца.
2. Вычет за прогул чтобы не превышал более одного рубля, но с тем, чтобы и хозяин также был бы обязан уплатить рабочему за прогул, происходящий по вине хозяйской: как то за простой... поломки машин и переделку оных на другие работы и пр., и пр. ... не менее сорока копеек в день или двадцати копеек в смену.
3. ...Чтобы каждый рабочий мог получить полный расчет без всякого вычета и задержки, по заявлению рабочим за 15 дней о нежелании продолжать работу. Также и хозяин обязан объявить рабочему за 15 дней о его расчете, и все это записывалось бы в расчетные тетради...
4. ...Полное удовлетворение рабочих за прогул со дня нашей остановки, происшедшей по вине хозяина. Прогульный день считать, по просьбе рабочих, не менее 40 коп. в день.
Беспрепятственные выдачи харчей до тех пор, пока рабочие будут удовлетворены в своих требованиях, без всякой расписки... Также и на будущее время... выдача жалованья не задерживалась бы далее 15-го или первую субботу после 15-го.
Свободный выбор старосты в артелях и чтобы староста не мог служить более трех месяцев... Уволить от должностей тех служащих и мастеров, которых найдут нужным рабочие и покажут отдельной запиской».

1. Каковы причины стачки рабочих на Никольской мануфактуре Морозова?
2. Выдвигали ли рабочие политические требования?
3. О чем свидетельствует сам факт выдвижения коллективного требования рабочих?
4. Как были отражены требования морозовских рабочих в российском фабричном законодательстве?

1. Причинами стачки стали ухудшение положения рабочих, жестокая эксплуатация со стороны владельцев и произвол администрации.
2. Политические требования не выдвигались.
3. О формировании организованного рабочего движения.
4. Принятое в 1886 году фабричное законодательство определяло порядок найма и увольнения, взаимоотношения администрации с рабочими, систематизировало штрафы и организацию труда на предприятиях.
7. Заполните таблицу.
Изменения в положении православного духовенства

§32-33 Положение основных слоев общества - 4

8. Составьте текст, используя приведенные ниже словосочетания.

Отмена крепостного права. Либерализация образования. Демократизация интеллигенции. Сохранение сословных привилегий. Отсутствие политических свобод. Усиление антиправительственных настроений.

После отмены крепостного права на начальном этапе реформ были предприняты шаги по либерализации образования. Это способствовало формированию и демократизации интеллигенции - нового социального слоя. Но, отсутствие политических свобод и сохранение сословных привилегий тормозили развитие общества и приводили к усилению антиправительственных настроений.


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: