Строение и соединение костей - cтраницы 14, 15, 16, 17, 18, 19
1. Запишите названия костей скелета (см. § 6).
2. Какие кости образуют грудную клетку?
Грудной отдел позвоночника, ребра, грудница, ключицы.
Вставьте в текст пропущенные слова.
Головка бедренной кости примыкает к суставной ямке тазовой кости. Они находится в суставной сумке. (А). Ее стенки выделяют суставную жидкость, которая снижает трение при движении костей. Внутри сустава давление ниже атмосферного.
Головка бедренной кости удерживается кольцевой связкой (Б). Суставная головка и суставная ямка покрыты суставным хрящем (В). Кости таза и бедра соединены внутренней связкой, через которую проходят нервы и сосуды, снабжающие кости и мыщцы ноги кровью.
1. Рассмотрите рисунок, показывающий поперечный шлиф кости под микроскопом. Верхний край примыкает к надкостнице. Видны костные канальцы. На поперечном срезе они имеют форму овалов. Назовите структуры, обозначенные номерами 1-3.
2. Костные клетки выделяют межклеточное вещество в форме пластинок, которые располагаются вокруг каналов, образуя концентрические цилиндры. Как это сказывается на прочности кости?
Такое строение делает кость более прочной.
3. Почему корпус самолета делают из дюралюминиевых трубок, а не из листового проката?
Дюралюминиевые трубки образуют своеобразный каркас, который делает стенки самолета прочными.
Работа 23.
Заполните пропуски.
Кость растет в толщину за счет клеток надкостницы.
Губчатое вещество кости заполняет головки длинных костей.
В ячейках губчатого вещества находится красный костный мозг, в котором образуются клетки крови.
В центральной части кости находятся костно-мозговая полость, которую заполняет желтый костный мозг.
Он содержит большой запас жировой ткани.
Кость прочна, так как содержит твердое неорганическое и эластичное органическое вещество.
При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает органическое вещество.
При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется неорганическое вещество.
1. Рассмотрите рисунок к работе 19. Напишите, какие кости относятся к плоским: кости черепа, лопатки.
К плоским: кости черепа, лопатки.
К коротким: кости кисти и стопы.
К длинным (трубчатым): плеча, предплечья, бедра, голени.
2. Нарисуйте схемы.
1. Рассмотрите рисунок. Около названия каждой кости поставьте соответствующий ей номер.
2. Напишите названия костей мозгового отдела черепа:
2 височные, затылочная, 2 теменные и лобная кости.
3. Напишите названия лицевых костей черепа:
скуловые, носовые, верхняя и нижняя челюсть.
4. Назовите две кости, соединяющиеся с помощью швов:
все кости, кроме нижней челюсти, например лобная и теменная.
5. Назовите кость, подвижно соединяющуюся с другими костями с помощью суставов:
нижняя челюсть.
6. Определите положения лобной, затылочной, парных височных и теменных костей. Найдите и прощупайте нижнюю и верхнюю челюстные кости, скуловую кость, носовые кости на нижней части они замещены хрящевой тканью.
7. Сделайте жевательные движения и ответьте, какая (какие) из двух челюстей движется (движутся), верхняя, нижняя, или обе:
нижняя.
8. Височная кость имеет массивный отросток, который идет в глубь черепа.
Там находятся органы слуха и равновесия. Благодаря этому внутреннее ухо имеет вид лабиринта.
1. Закрасьте желтым цветом органы, не относящиеся к позвоночнику. Назовите их.
2. Перечислите отделы позвоночника, показанные на рисунке.
3. Допишите.
В связи с прямохождением у человека возникли изгибы позвоночника.
При ходьбе, беге, прыжках позвоночник смягчает толчки, предохраняет внутренние органы, спинной и головной мозг от сотрясений.
На рисунке показаны.
1. Почему шейный позвонок менее массивен, чем поясничный?
Нагрузка на шейный позвонок меньше.
2. У грудных позвонков имеются суставные поверхности для сочленения с
Ребрами.
3. Запишите номера, соответствующие следующим частям позвонков.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: