8. Пищеварение - cтраницы 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59

123. Прочитайте статью «Пища – источник энергии и строительного материала» п. 30. Сформулируйте определения понятий.
  • Пластический обмен – усвоение части питательных веществ.
  • Энергетический обмен - усвоение питательных веществ и переработка энергии.
124. Допишите утверждения.

В основе «пищевой пирамиды» человека находятся – растения.
Белки, жиры и сложные углеводы пищи не могут быть использованы организмом непосредственно, потому что - их нужно пополнять новыми.
125. Прочитайте статью «Органы пищеварения» п. 30. Ответьте на вопросы.



1) В какой отдел пищеварительной системы открываются протоки:

Печени – 12 перстная кишка
Поджелудочной железы – 12 перстная кишка
Слюнных желез – глотка

2) Какую функцию выполняет брыжейка?

Защитная и транспортная
126. Прочитайте статьи «Продукты питания» и «Питательные вещества» п. 20. Ответьте на вопросы.

1) Для чего в пище необходимы балластные вещества?
- Среда для существования полезных микроорганизмов.

2) Могут ли микроорганизмы, живущие в кишечнике, приносить пользу? Если да, то какую?
- Да, они улучшают кишечную среду.

3) Почему нам необходимы продукты как растительного, так и животного происхождения?
- В них содержатся нужные нам для роста и развития вещества

4) Каково значение кулинарной обработки пищи?
- Специальный рацион делает доступней пищу для пищеварения

5) Почему в рацион должны входить и сырые, и вареные продукты?
- Они должны чередоваться и дополнять друг друга, потому что в них по-разному нужны соотношения вареных и настоящих, свежих и сырых.
127. Изучите строение ротовой полости. Укажите на рисунке все перечисленные структуры.

128. Сделайте подписи к рисунку «Строение зуба».


Части зуба:
А – строение зуба
Б – коронка
В – внутреннее строение

Внутреннее строение зуба:
1 – эмаль
2 – дентин
3 – пульпа
4 – цемент
5 – костяная лунка
129. Подпишите типы зубов, изображённых на рисунке.

130. Отчёт о лабораторной работе «Действие слюны на крахмал» (с. 170).
Допишите ответы на вопросы.

При проведении этого опыта синяя буква на белом фоне получиться (могла или не могла), так как крахмал разлагается и синего цвета нет.
Если слюну прокипятить, то расщеплять крахмал она не будет, так как он будки не активен.
131. Прочитайте статью «Желудок» п. 32, изучите рис. 35 в учебнике. Допишите следующие утверждения.

Желудок располагается под диафрагмой слева. Его внутренняя стенка состоит из слизистой ткани. В ней находятся железы, выделяющие: 1) пепсин, предохраняющую стенки желудка от разрушения, 2) соляная кислота, создающую необходимую среду для работы фермента и уничтожающую микробов, 3) фермент трипсин, расщепляющий белки.

Средняя стенка желудка состоит из мышц.

Наружная стенка образована листками брюшины, между которыми проходят нервы и сосуды.

Между желудком и двенадцатипёрстной кишкой находится сфинктер.

Если в желудок попала недоброкачественная пища, начинается рвота.

Искусственно её можно вызвать раздражением нервов под языком.
132. Прочитайте статью «Двенадцатипёрстная кишка» п. 32. Заполните таблицу, указав знаками «+» и «-», какие питательные вещества под действием каких пищеварительных соков расщепляются в пищеварительной системе, а также химическую среду, которая необходима для работы ферментов каждого из этих пищеварительных соков.

133. Опишите функции желчи в пищеварении.

Расщепление жиров на капельки.
134. Прочитайте статью «Микроорганизмы кишечника» п. 32. Ответьте на вопросы.

1) Какова роль кишечной палочки?
- Сдерживание вредных микроорганизмов.

2) Что такое дисбактериоз?
- усиление кишечных газов и нарушение всасывания воды.
135. Прочитайте статью «Всасывание» п. 33. Впишите в текст пропущенные слова: кровеносные, жиры, лимфатические, аминокислоты, жирные кислоты, глюкоза, глицерин, ворсинки.

В отличие от продуктов расщепления углеводов и белков ( а именно глюкоза и аминокислоты соответственно), которые в ворсинках тонкого кишечника непосредственно поступают в лимфотические сосуды, продукты расщепления жиров ( а именно глицерин и жирные кислоты) сначала поглощаются эпителием ворсинок, где превращаются в жировые вещества, свойственные данному организму. И уже эти готовые жиры поступают не в кровеносные, а в лимфатические сосуды
136. Прочитайте статью «Печень и её роль в организме» п. 33. Опишите кратко, что происходит в печени.

С избытком глюкозы – задерживание её и превращение её в нерастворимый животный крахмал.
С аминокислотами – потеря аммиака и превращение в жиры, углеводы и т.д.
С отслужившими эритроцитами – гемоглобин использ для выр желчи;
С вредными веществами – извлекает и обезвреживает опасные вещества.
137. Дочитайте п .33 до конца. Ответьте на вопросы.

1) Какова функция толстой кишки?
- отделение воды от непереваривающихся остатков пищи.

2) Где находится слепая кишка?
- выше аппендикса.

3) Что такое перитонит?
- опасное для жизни воспаление.
138. Заполните таблицу.

139. Изучите п. 34 «Регуляция пищеварения». Нарисуйте рефлекторную дугу безусловно-рефлекторного выделения желудочного сока при раздражении пищей вкусовых рецепторов языка.

140. Изобразите схематично, как происходит гуморальная регуляция желудочного сокоотделения.

141. Прочитайте статью «Правила приёма пищи» п. 35. В левый столбец таблицы выпишите условия, способствующие пищеварению, в правый – затрудняющие его.

142. Прочитайте статью «Кишечные инфекции и их предупреждение» п. 35. Заполните таблицу.

143. Решите кроссворд №8.



По горизонтали:
1. Орган, в котором перекрещиваются дыхательные и пищеварительные пути.
3. Орган, расположенный позади трахеи, переходящий из грудной полости в брюшную.
8. Белок-катализатор.
9. Фермент желудка, расщепляющий белки.
10. Жидкость, выделяемая печенью.
11. Отросток слепой кишки.
12. Продукт расщепления крахмала.
13. Имунная реакция на некоторые пищевые и другие продукты.

По вертикали:
2. Продукт расщепления белков.
3. Движения желудка и кишечника, перемешивающие и продвигающие пищу.
4. Микроскопический вырост внутренней стенки тонкой кишки, в котором происходит всасывание питательных веществ.
5. Кольцевая мышца, регулирующая поступление пищевой кашицы из желудка в кишечник.
6. Орган, фиксирующий положение кишечника.
7. Орган, выделяющий желчь в желчный пузырь и кишечник.
10. Самая широкая часть пищеварительного канала.


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: