8. Пищеварение - cтраницы 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
123. Прочитайте статью «Пища – источник энергии и строительного материала» п. 30. Сформулируйте определения понятий.
- Пластический обмен – усвоение части питательных веществ.
- Энергетический обмен - усвоение питательных веществ и переработка энергии.
124. Допишите утверждения.
В основе «пищевой пирамиды» человека находятся – растения.
Белки, жиры и сложные углеводы пищи не могут быть использованы организмом непосредственно, потому что - их нужно пополнять новыми.
В основе «пищевой пирамиды» человека находятся – растения.
Белки, жиры и сложные углеводы пищи не могут быть использованы организмом непосредственно, потому что - их нужно пополнять новыми.
125. Прочитайте статью «Органы пищеварения» п. 30. Ответьте на вопросы.
1) В какой отдел пищеварительной системы открываются протоки:
Печени – 12 перстная кишка
Поджелудочной железы – 12 перстная кишка
Слюнных желез – глотка
2) Какую функцию выполняет брыжейка?
Защитная и транспортная
1) В какой отдел пищеварительной системы открываются протоки:
Печени – 12 перстная кишка
Поджелудочной железы – 12 перстная кишка
Слюнных желез – глотка
2) Какую функцию выполняет брыжейка?
Защитная и транспортная
126. Прочитайте статьи «Продукты питания» и «Питательные вещества» п. 20. Ответьте на вопросы.
1) Для чего в пище необходимы балластные вещества?
- Среда для существования полезных микроорганизмов.
2) Могут ли микроорганизмы, живущие в кишечнике, приносить пользу? Если да, то какую?
- Да, они улучшают кишечную среду.
3) Почему нам необходимы продукты как растительного, так и животного происхождения?
- В них содержатся нужные нам для роста и развития вещества
4) Каково значение кулинарной обработки пищи?
- Специальный рацион делает доступней пищу для пищеварения
5) Почему в рацион должны входить и сырые, и вареные продукты?
- Они должны чередоваться и дополнять друг друга, потому что в них по-разному нужны соотношения вареных и настоящих, свежих и сырых.
1) Для чего в пище необходимы балластные вещества?
- Среда для существования полезных микроорганизмов.
2) Могут ли микроорганизмы, живущие в кишечнике, приносить пользу? Если да, то какую?
- Да, они улучшают кишечную среду.
3) Почему нам необходимы продукты как растительного, так и животного происхождения?
- В них содержатся нужные нам для роста и развития вещества
4) Каково значение кулинарной обработки пищи?
- Специальный рацион делает доступней пищу для пищеварения
5) Почему в рацион должны входить и сырые, и вареные продукты?
- Они должны чередоваться и дополнять друг друга, потому что в них по-разному нужны соотношения вареных и настоящих, свежих и сырых.
127. Изучите строение ротовой полости. Укажите на рисунке все перечисленные структуры.
128. Сделайте подписи к рисунку «Строение зуба».
Части зуба:
А – строение зуба
Б – коронка
В – внутреннее строение
Внутреннее строение зуба:
1 – эмаль
2 – дентин
3 – пульпа
4 – цемент
5 – костяная лунка
Части зуба:
А – строение зуба
Б – коронка
В – внутреннее строение
Внутреннее строение зуба:
1 – эмаль
2 – дентин
3 – пульпа
4 – цемент
5 – костяная лунка
129. Подпишите типы зубов, изображённых на рисунке.
130. Отчёт о лабораторной работе «Действие слюны на крахмал» (с. 170).
Допишите ответы на вопросы.
При проведении этого опыта синяя буква на белом фоне получиться (могла или не могла), так как крахмал разлагается и синего цвета нет.
Если слюну прокипятить, то расщеплять крахмал она не будет, так как он будки не активен.
Допишите ответы на вопросы.
При проведении этого опыта синяя буква на белом фоне получиться (могла или не могла), так как крахмал разлагается и синего цвета нет.
Если слюну прокипятить, то расщеплять крахмал она не будет, так как он будки не активен.
131. Прочитайте статью «Желудок» п. 32, изучите рис. 35 в учебнике. Допишите следующие утверждения.
Желудок располагается под диафрагмой слева. Его внутренняя стенка состоит из слизистой ткани. В ней находятся железы, выделяющие: 1) пепсин, предохраняющую стенки желудка от разрушения, 2) соляная кислота, создающую необходимую среду для работы фермента и уничтожающую микробов, 3) фермент трипсин, расщепляющий белки.
Средняя стенка желудка состоит из мышц.
Наружная стенка образована листками брюшины, между которыми проходят нервы и сосуды.
Между желудком и двенадцатипёрстной кишкой находится сфинктер.
Если в желудок попала недоброкачественная пища, начинается рвота.
Искусственно её можно вызвать раздражением нервов под языком.
Желудок располагается под диафрагмой слева. Его внутренняя стенка состоит из слизистой ткани. В ней находятся железы, выделяющие: 1) пепсин, предохраняющую стенки желудка от разрушения, 2) соляная кислота, создающую необходимую среду для работы фермента и уничтожающую микробов, 3) фермент трипсин, расщепляющий белки.
Средняя стенка желудка состоит из мышц.
Наружная стенка образована листками брюшины, между которыми проходят нервы и сосуды.
Между желудком и двенадцатипёрстной кишкой находится сфинктер.
Если в желудок попала недоброкачественная пища, начинается рвота.
Искусственно её можно вызвать раздражением нервов под языком.
132. Прочитайте статью «Двенадцатипёрстная кишка» п. 32. Заполните таблицу, указав знаками «+» и «-», какие питательные вещества под действием каких пищеварительных соков расщепляются в пищеварительной системе, а также химическую среду, которая необходима для работы ферментов каждого из этих пищеварительных соков.
133. Опишите функции желчи в пищеварении.
Расщепление жиров на капельки.
Расщепление жиров на капельки.
134. Прочитайте статью «Микроорганизмы кишечника» п. 32. Ответьте на вопросы.
1) Какова роль кишечной палочки?
- Сдерживание вредных микроорганизмов.
2) Что такое дисбактериоз?
- усиление кишечных газов и нарушение всасывания воды.
1) Какова роль кишечной палочки?
- Сдерживание вредных микроорганизмов.
2) Что такое дисбактериоз?
- усиление кишечных газов и нарушение всасывания воды.
135. Прочитайте статью «Всасывание» п. 33. Впишите в текст пропущенные слова: кровеносные, жиры, лимфатические, аминокислоты, жирные кислоты, глюкоза, глицерин, ворсинки.
В отличие от продуктов расщепления углеводов и белков ( а именно глюкоза и аминокислоты соответственно), которые в ворсинках тонкого кишечника непосредственно поступают в лимфотические сосуды, продукты расщепления жиров ( а именно глицерин и жирные кислоты) сначала поглощаются эпителием ворсинок, где превращаются в жировые вещества, свойственные данному организму. И уже эти готовые жиры поступают не в кровеносные, а в лимфатические сосуды
В отличие от продуктов расщепления углеводов и белков ( а именно глюкоза и аминокислоты соответственно), которые в ворсинках тонкого кишечника непосредственно поступают в лимфотические сосуды, продукты расщепления жиров ( а именно глицерин и жирные кислоты) сначала поглощаются эпителием ворсинок, где превращаются в жировые вещества, свойственные данному организму. И уже эти готовые жиры поступают не в кровеносные, а в лимфатические сосуды
136. Прочитайте статью «Печень и её роль в организме» п. 33. Опишите кратко, что происходит в печени.
С избытком глюкозы – задерживание её и превращение её в нерастворимый животный крахмал.
С аминокислотами – потеря аммиака и превращение в жиры, углеводы и т.д.
С отслужившими эритроцитами – гемоглобин использ для выр желчи;
С вредными веществами – извлекает и обезвреживает опасные вещества.
С избытком глюкозы – задерживание её и превращение её в нерастворимый животный крахмал.
С аминокислотами – потеря аммиака и превращение в жиры, углеводы и т.д.
С отслужившими эритроцитами – гемоглобин использ для выр желчи;
С вредными веществами – извлекает и обезвреживает опасные вещества.
137. Дочитайте п .33 до конца. Ответьте на вопросы.
1) Какова функция толстой кишки?
- отделение воды от непереваривающихся остатков пищи.
2) Где находится слепая кишка?
- выше аппендикса.
3) Что такое перитонит?
- опасное для жизни воспаление.
1) Какова функция толстой кишки?
- отделение воды от непереваривающихся остатков пищи.
2) Где находится слепая кишка?
- выше аппендикса.
3) Что такое перитонит?
- опасное для жизни воспаление.
138. Заполните таблицу.
139. Изучите п. 34 «Регуляция пищеварения». Нарисуйте рефлекторную дугу безусловно-рефлекторного выделения желудочного сока при раздражении пищей вкусовых рецепторов языка.
140. Изобразите схематично, как происходит гуморальная регуляция желудочного сокоотделения.
141. Прочитайте статью «Правила приёма пищи» п. 35. В левый столбец таблицы выпишите условия, способствующие пищеварению, в правый – затрудняющие его.
142. Прочитайте статью «Кишечные инфекции и их предупреждение» п. 35. Заполните таблицу.
143. Решите кроссворд №8.
По горизонтали:
1. Орган, в котором перекрещиваются дыхательные и пищеварительные пути.
3. Орган, расположенный позади трахеи, переходящий из грудной полости в брюшную.
8. Белок-катализатор.
9. Фермент желудка, расщепляющий белки.
10. Жидкость, выделяемая печенью.
11. Отросток слепой кишки.
12. Продукт расщепления крахмала.
13. Имунная реакция на некоторые пищевые и другие продукты.
По вертикали:
2. Продукт расщепления белков.
3. Движения желудка и кишечника, перемешивающие и продвигающие пищу.
4. Микроскопический вырост внутренней стенки тонкой кишки, в котором происходит всасывание питательных веществ.
5. Кольцевая мышца, регулирующая поступление пищевой кашицы из желудка в кишечник.
6. Орган, фиксирующий положение кишечника.
7. Орган, выделяющий желчь в желчный пузырь и кишечник.
10. Самая широкая часть пищеварительного канала.
По горизонтали:
1. Орган, в котором перекрещиваются дыхательные и пищеварительные пути.
3. Орган, расположенный позади трахеи, переходящий из грудной полости в брюшную.
8. Белок-катализатор.
9. Фермент желудка, расщепляющий белки.
10. Жидкость, выделяемая печенью.
11. Отросток слепой кишки.
12. Продукт расщепления крахмала.
13. Имунная реакция на некоторые пищевые и другие продукты.
По вертикали:
2. Продукт расщепления белков.
3. Движения желудка и кишечника, перемешивающие и продвигающие пищу.
4. Микроскопический вырост внутренней стенки тонкой кишки, в котором происходит всасывание питательных веществ.
5. Кольцевая мышца, регулирующая поступление пищевой кашицы из желудка в кишечник.
6. Орган, фиксирующий положение кишечника.
7. Орган, выделяющий желчь в желчный пузырь и кишечник.
10. Самая широкая часть пищеварительного канала.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: