Тема 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика - cтраницы 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121

232. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

Отчего мы не замечаем ошибки в деталях при восприятии хорошо знакомых объектов? Какое отношение к этому имеет открытое А. А. Ухтомским явление доминанты?

233. Рассмотрите рисунки 148 и 149 на с. 335–336 учебника. Объясните следующие факты.

Факт Объяснение
При рассмотрении гравюры М. Эшера многие не сразу замечают белые фигуры (рис. 148,А) Черный сразу бросается в глаза (на белом фоне он более контрастный), метод условных рефлексов
При рассмотрении рисунка 149 не сразу заметны фигуры детей (их принимают за извилины коры) Дети зображены в форме мозга, поэтому мы ожидаем увидеть извилины явление доминаты
При просматривании двойственных изображений (рис. 148, Б, В, Г) один образ непроизвольно сменяется другим Метод взаимной индукции

234. Изобразите стрелками пути передачи возбуждения при реализации безусловного и условного рефлексов. Образующуюся временную связь выделите особо (цветом или пунктиром). (Условные обозначения: П – пища, П1 – пищевой центр коры больших полушарий, Л – лампочка, Л1 – центр коры, фиксирующий зажигание лампочки; 1 – рецепторы языка, 2 – слюноотделительный центр продолговатого мозга, 3 – слюнная железа.)

§13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика - 1

235. Прочитайте §54 «Врождённые и приобретённые программы поведения» и заполните таблицу.
Форма врожденного поведения Значение Отличительные черты
Безусловный рефлекс Удовлетворение основных потребностей, продолжение жизни Передается по наследству,е сть у каждого представителя вида, не исчезает на протяжении всей жизни
Инстинкт Приспособление к среде обитания Цепочка безусловных рефлексов
Запечатление (импрититнг) Запоминание Свойство фиксировать в памяти образы родителей, потомства и др.

236. Проанализируйте формы приобретённого поведения. Заполните таблицу.

Форма приобретенного поведения Значение Отличительные черты

Условный рефлекс

Приспособленность к среде обитания Индивидуален, не передается из поколения в поколение, может угаснуть, сли нет подкрепления
Рассудочная деятельность Приспособленность к среде обитания Действие в незнакомых ситуациях согласно своим суждениям
Динамический стереотип Приспособленность к среде обитания Череда условных рефлексов, где, подкрепление только в конце

237. Отчёт о лабораторной работе «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа» (с. 342–343 учебника).

§13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика - 2

238. Прочитайте §55. Сопоставьте быстрый и медленный сон. Заполните таблицу.

§13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика - 3

239. Приведите примеры биологических ритмов у человека.

Ритмы, связанные с ритмами внешней среды: чередование сна и бодрствования (день-ночь), смена времен года.

Внутренние ритмы: сердечный цикл.

240. Прочитайте §56. Распределите приведённые потребности в соответствующие столбца таблицы: безопасность, музыка, общение, питание, питьё, воздух, жилище, одежда, учёба, наука, литература, искусство, забота о потомстве.

Базовые потребности Вторичные потребности
Безопасность, питание, питье, воздух, общение, забота о потомстве, одежда, жилище Музыка, учеба, наука, литература, искусство

Дополнительная информация.

Сознание – это высшая функция человеческого мозга, способность не только отражать в мозге окружающую действительность, но и формировать отношение с окружающим миром, т.е. регулировать поведение. Это возможность передать в собственное знание другим людям при помощи речи, посредством научных и художественных произведений, технических средств и т. д. На основе базовых и вторичных потребностей человека формируются подсознание (автоматизированные навыки и нормы поведения), самосознание (диалог с самим собой), сознание (знание, которое может быть передано другим) и сверхсознание (творческая интуиция).

241. Прочитайте дополнительный материал. Каково значение речи в жизни современного человека?

Систему, анализирующую сигналы, идущие от рецепторов, И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Наши вкусовые и обонятельные, тактильные и зрительные ощущения – это результат её работы. Однако, в отличие от животных, у людей существует вторая сигнальная система – система речи. Для человека слово – такой же полноценный условный сигнал, как и непосредственно действующие сенсорные стимулы. При этом слово обладает свойством заменять реальные раздражители. Для того чтобы представить некий объект, вам не надо его видеть, трогать или пробовать на вкус, достаточно произнести его название. Слово – это символ конкретного предмета или явления окружающей среды, это символ конкретного предмета или явления окружающей среды, это «сигнал сигналов», с помощью которого осуществляется, как сказал И. П. Павлов, «специально человеческое высшее мышление».Главная роль в восприятии речи на слух принадлежит участку коры больших полушарий, расположенному на границе височной и теменной доли (зона Вернике). Артикуляцию, т. е. произнесение речи, обеспечивает зона Брока – участок двигательной коры, расположенный в лобной доле. В зрительной коре затылочной дол находится участок, способный распознавать письменную речь.

Слово – это универсальный сигнал, с помощью которого мы можем побудить собеседника на какие-либо действия, представить объект и многое другое.

242. Заполните схемы.

§13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика - 4

243. Ответьте на вопросы. Чем можно объяснить ситуации, когда при переводе с иностранного языка на родной все слова понятны, а общий смысл высказывания – нет?

Эти слова не связанны и не согласованы.

Чем логическое мышление отличается от интуиции?

Механическая память основана на повторении: материал повторяют до полного его запоминания. При использовании логической памяти человек пытается представить взаимосвязь между описываемыми событиями или явлениями.

244. Прочитайте §57 «Воля, эмоции, внимание». Укажите этапы волевого действия на схеме.

§13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика - 5

245. Сравните понятия внушаемость и негативизм.

§13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика - 6

246. Дайте определения понятий.

Аффект – бурная эмоциональная вспышка.

Стресс – напряжение сил организма.

247. Приведите примеры:

эмоциональных реакций – плач, смех, страх, печаль;

эмоциональных состояний – хороший или плохой настрой;

эмоциональных отношения – любовь, дружба, вражда.

248. Сравните непроизвольное и произвольное внимание. (Критерии сравнения определите и запишите самостоятельно.)

Критерии сравнения Непроизвольное внимание Произвольное внимание
Возникновение Помимо воли человека Требует усилий человека
Управляющая часть мозга Средний озг Участки лобной доли
Пример Чтение интересной книги Чтение неинтересной книги

249. Отчёт о лабораторной работе «Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях» (с. 363–364 учебника).

§13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика - 7

250. Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.

Я узнал больше о своем организме.



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: