Тема 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика - cтраницы 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121
Отчего мы не замечаем ошибки в деталях при восприятии хорошо знакомых объектов? Какое отношение к этому имеет открытое А. А. Ухтомским явление доминанты?
Факт | Объяснение |
При рассмотрении гравюры М. Эшера многие не сразу замечают белые фигуры (рис. 148,А) | Черный сразу бросается в глаза (на белом фоне он более контрастный), метод условных рефлексов |
При рассмотрении рисунка 149 не сразу заметны фигуры детей (их принимают за извилины коры) | Дети зображены в форме мозга, поэтому мы ожидаем увидеть извилины явление доминаты |
При просматривании двойственных изображений (рис. 148, Б, В, Г) один образ непроизвольно сменяется другим | Метод взаимной индукции |
Форма врожденного поведения | Значение | Отличительные черты |
Безусловный рефлекс | Удовлетворение основных потребностей, продолжение жизни | Передается по наследству,е сть у каждого представителя вида, не исчезает на протяжении всей жизни |
Инстинкт | Приспособление к среде обитания | Цепочка безусловных рефлексов |
Запечатление (импрититнг) | Запоминание | Свойство фиксировать в памяти образы родителей, потомства и др. |
Форма приобретенного поведения | Значение | Отличительные черты |
Условный рефлекс |
Приспособленность к среде обитания | Индивидуален, не передается из поколения в поколение, может угаснуть, сли нет подкрепления |
Рассудочная деятельность | Приспособленность к среде обитания | Действие в незнакомых ситуациях согласно своим суждениям |
Динамический стереотип | Приспособленность к среде обитания | Череда условных рефлексов, где, подкрепление только в конце |
Ритмы, связанные с ритмами внешней среды: чередование сна и бодрствования (день-ночь), смена времен года.
Внутренние ритмы: сердечный цикл.
Базовые потребности | Вторичные потребности |
Безопасность, питание, питье, воздух, общение, забота о потомстве, одежда, жилище | Музыка, учеба, наука, литература, искусство |
Дополнительная информация.
Сознание – это высшая функция человеческого мозга, способность не только отражать в мозге окружающую действительность, но и формировать отношение с окружающим миром, т.е. регулировать поведение. Это возможность передать в собственное знание другим людям при помощи речи, посредством научных и художественных произведений, технических средств и т. д. На основе базовых и вторичных потребностей человека формируются подсознание (автоматизированные навыки и нормы поведения), самосознание (диалог с самим собой), сознание (знание, которое может быть передано другим) и сверхсознание (творческая интуиция).
Систему, анализирующую сигналы, идущие от рецепторов, И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Наши вкусовые и обонятельные, тактильные и зрительные ощущения – это результат её работы. Однако, в отличие от животных, у людей существует вторая сигнальная система – система речи. Для человека слово – такой же полноценный условный сигнал, как и непосредственно действующие сенсорные стимулы. При этом слово обладает свойством заменять реальные раздражители. Для того чтобы представить некий объект, вам не надо его видеть, трогать или пробовать на вкус, достаточно произнести его название. Слово – это символ конкретного предмета или явления окружающей среды, это символ конкретного предмета или явления окружающей среды, это «сигнал сигналов», с помощью которого осуществляется, как сказал И. П. Павлов, «специально человеческое высшее мышление».Главная роль в восприятии речи на слух принадлежит участку коры больших полушарий, расположенному на границе височной и теменной доли (зона Вернике). Артикуляцию, т. е. произнесение речи, обеспечивает зона Брока – участок двигательной коры, расположенный в лобной доле. В зрительной коре затылочной дол находится участок, способный распознавать письменную речь.
Слово – это универсальный сигнал, с помощью которого мы можем побудить собеседника на какие-либо действия, представить объект и многое другое.
Эти слова не связанны и не согласованы.
Чем логическое мышление отличается от интуиции?
Механическая память основана на повторении: материал повторяют до полного его запоминания. При использовании логической памяти человек пытается представить взаимосвязь между описываемыми событиями или явлениями.
Аффект – бурная эмоциональная вспышка.
Стресс – напряжение сил организма.
эмоциональных реакций – плач, смех, страх, печаль;
эмоциональных состояний – хороший или плохой настрой;
эмоциональных отношения – любовь, дружба, вражда.
Критерии сравнения | Непроизвольное внимание | Произвольное внимание |
Возникновение | Помимо воли человека | Требует усилий человека |
Управляющая часть мозга | Средний озг | Участки лобной доли |
Пример | Чтение интересной книги | Чтение неинтересной книги |
Я узнал больше о своем организме.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: