Тема 11. Нервная система - cтраницы 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104

194. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.
  • Что такое психика?
  • Как осуществляется нервная регуляция?

195. Прочитайте §43. Допишите утверждение.

Значение нервной системы:

  1. является материальной основой психической деятельности;
  2. обеспечивает приспособление к среде;
  3. обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма;
  4. согласует работу всех внутренних органов.
196. Известно, что гомеостаз поддерживают рецепторы, одни из которых регистрируют верхнюю границу нормы, другие – нижнюю. Прочитайте текст и впишите недостающие слова: усиливают, ослабляют, увеличивают, уменьшают.

Возбуждение рецепторов, регулирующих нижнюю границу нормы, усиливают рефлексы, стимулирующие поступление веществ и увеличивают их трату. Возбуждение рецепторов, регистрирующих превышение верхней границы нормы, ослабляют рефлексы, стимулирующие поступление веществ и уменьшают их трату.

При физической работе усиливается выделение тепла за счет работы мышц, вследствие этого возбуждается рецепторы, регулирующие верхнюю границу нормы. Вследствие этого возникают рефлексы, которые усиливаютпотоотделение, расширение сосудов кожи и увеличивают теплообразование.

197. Прочитайте статью «Части нервной системы» (§44) и рассмотрите рисунок 122. Дополните схему «Строение нервной системы».

§11. Нервная система - 1

198. Допишите утверждения.

Серое вещество образуют тела нейронов с дендритами.

Белое вещество образуют нервные волокна.

Нервы состоят из нейронов.

Нервы узлы состоят из скопления тел нейронов.

199. Прочитайте статью «Спинной мозг» (§44). Рассмотрите рисунок. Укажите цифровые обозначения следующих структур:

§11. Нервная система - 2

Тело позвонка - 9;

Остистый отросток позвонка - 4;

Спинной мозг - 1;

Серое вещество спинного мозга - 2;

Белое вещество спинного мозга - 3

Задние корешки спинного мозга со спиномозговыми узлами - 5

Передние корешки - 6

Узлы симпатического ствола - 7

Межпозвоночный диск - 8

200. Напишите, какой из известных вас рефлексов имеет двухнейронную рефлекторную дугу. Дорисуйте схему его действия. Сделайте недостающие подписи.

§11. Нервная система - 3

Пример двухнейронного рефлекса: коленный рефлекс

201. Представьте, что вы дотронулись до горячей поверхности и немедленно отдёрнули руку. Изобразите дугу осуществлённого рефлекса, учитывая, что она включает чувствительный, двигательный и вставочный нейрон.

§11. Нервная система - 4

  1. рецептор кожи
  2. чувствительный нейрон
  3. вставочный нейрон
  4. двигательный нейрон
  5. рецепторы мышц

202. Объясните, в чём выражается проводящая функция спинного мозга.

Спинной мозг проводит импульсы от рецепторов в головной мозг.

203. Прочитайте статью «Отдела головного мозга» (§45). Заполните схему.

§11. Нервная система - 5

204. Подпишите на рисунке указанные отделы головного мозга.

§11. Нервная система - 6

205. Заполните таблицу «Расположение желудочков мозга».

Желудочки мозга Местоположение
IV желудочек Между продолговатым и мозжечком
III желудочек Между симметричными половинами промежуточного мозга
I и II желудочки В левой и правой половинах большого мозга

206. Впишите в таблицу функции указанных отделов головного мозга.

Отделы головного мозга Функции
Продолговатый мозг Регуляция врожденных рефлексов (дыхание, кровообращение, жевание), деятельности желез проводниковая и рефлекторная
Мост Движение глазных яблок, рефлексы, позы, выпрямления, мимика
Мозжечок Равновесия, координация движений, тонус мышц

207. Прочитайте §46 «Передний мозг промежуточный мозг и большие полушария» и заполните таблицу.

§11. Нервная система - 7

208. Укажите значком «+», какие из перечисленных функций может выполнять старая кора, а какие – только новая.

Функции Старая кора Новая кора
Способность различать благоприятные и неблагоприятные события и реагировать на инх тревогой, агрессией, испугом, радостью +
Способность точно распознавать объекты, программировать ответную деятельность с учетом возможных последствий +
Способность хранить в памяти прошлый опыт и использовать его в новых услових +
Прогнозировть результаты будущей деятельности, строить планы и контролировать их выполнение, использовать речевые символы, знаки для прогнозирования своего поведения +

209. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1) Кора больших полушарий образована серым веществом.
2) Серое вещество состоит из отростков нейронов.
3) В каждом полушарии выделяют лобную, теменную, височную и затылочную доли.
4) Зрительная кора находится в лобной доле.
5) Слуховая кора расположена в височной доле.
6) Основная функция древней коры – научение и память.

Ответ:

2) Серое вещество состоит из тел нейронов и дендритов

3) В головном мозге выделяют лобную теменную височную и затылочную доли.

4) Зрительная кора находится в затылочной доле.

210. Прочитайте §47 и сопоставьте особенности соматического и вегетативного отделов нервной системы.

Критерии сравнения Соматический отдел Вегетативный отдел
Наличие центральнойи перефирической частей + +
Связь с иннервируемыми органами (прямая или через узлы) через узлы симпатическая через узлы, парасимпатическая прямая
Органы, иннервируемые этими отделами поперечно-полосатые мышцы внутренние органы (сердце, печень)
Функции управление движениями тела в пространстве управление внутренними органами , гладкой мускулатурой и обменом веществ
Произвольность Нет Да

211. Сравните строение и функции симпатического и парасимпатического подотделов нервной системы.

Критерии сравнения Симпатический подотдел Парасимпатический подотдел
Расположение ядер в центральной нервной системе боковые столбы верхней и средней части спинного мозга ствол головного и крестцовая часть позвоночника
Расположение нервных узлов вдоль позвоночника в роганах или недалеко от них
Влияние на сердце усливает свою работу возвращает в состояние покоя
на артериальное давление повышается уменьшается
на содержание сахара в крови повышается уменьшается
на кожные сосуды сужаются расширяются
на органы пищеварения замораживают деятельность активирует
на органы дыхания частое и поверхностное редкое и глубокое

212. Приведите пример, доказывающий взаимодействие симпатической и парасимпатической систем.

Представим, что человек увидел на остановке нужный ему автобус и побежал. Включилась симпатическая система, про­свет сосудов стал сужаться, давление повысилось, и скорость крови возросла. Но если сужение чрезмерно, просвет сосуда становится настолько узким, что кровь по нему вообще не мо­жет пройти (это бывает при спазмах сосудов). Но этого не про­исходит, так как по обратным связям в мозг идут сигналы о неблагополучии и включается парасимпатическая система, которая расширяет сосуды. Так находится оптимальная вели­чина просвета сосудов, обеспечивающая необходимые давле­ние и скорость крови.

213. Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.

Эти знания расширяют мой кругозор. Теперь я знаю больше о том, как работает мой мозг, мой организм. Я смогу более продуктивно организовывать свою работу, тренировки, обучение.



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: