15. Перечислите преобразования, проведенные Долгим парламентом в годы гражданской войны.

Члены парламента не могут занимать должности в армии, земельные права признавались только за дворянами-землевладельцами, свобода торговли и предпринимательства, подчинение церкви парламенту, конфискация королевских, церковных и роялистских земель, «Навигационный акт».
16. Подумайте, какие цели преследовало завоевание Ирландии армией парламента. Ответ запишите.

Ирландия исторически рассматривалась Англией, как предмет экспансии, Ирландия была католической страной и могла выступить на стороне роялистов. Конфискация земель и раздача ее английским солдатам и офицерам делали армию надежной опорой Кромвеля.
17. В годы протектората молитву «Боже, храни короля!» заменили молитвой «Боже, храни протектора!». Как вы считаете, о чем говорит этот факт?

В Англии хоть и установилась диктатура Кромвеля, но сам он до самой смерти обладал популярностью у народа, в том числе благодаря имиджу «на-родного» политика (в противовес респектабельным джентри и королю), личным качествам и убежденности в вере.
18. Отметьте те слои населения, которые, по вашему мнению, были заинтересованы в установлении в Англии протектората Оливера Кромвеля:

а) крупные землевладельцы;
б) новое дворянство;
в) предприниматели;
г) купцы;

д) мастера;
е) подмастерья;
ж) наемные рабочие;
з) фермеры;
и) крестьяне.
19. Внимательно ознакомьтесь с памяткой-схемой «Характеристика исторического деятеля».

1. Сведения о жизненном пути (происхождение, наиболее существенные факты биографии). Условия, которые повлияли на формирование его взглядов.
2. Личностные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые), степень соответствия их историческим задачам.
3. Жизненные принципы и идеалы.
4. Способы действия и средства достижения цели.
5. Интересы какой группы населения выражал. Круг друзей, единомышленников и круг противников.
6. Есть ли противоречия в деятельности и в самой личности этого человека?
7. Роль данной личности в истории, результаты и значение деятельности.
8. Ваше отношение к данному историческому деятелю.
9. Художественная и научная литература, содержащая в себе сведения о данном человеке.

Ниже приводятся различные характеристики О. Кромвеля, данные его современниками - друзьями и врагами, а также историками. Вы можете познакомиться и с отдельными высказываниями самого О. Кромвеля. Прочитайте эти документы, § 16-17 учебника и, пользуясь памяткой, составьте характеристику этого политического деятеля эпохи Английской революции.

1. Родился в семье небогатого пуританского помещика. В юности закончил колледж, который отличался сильным протестантским духом. Все это способствовало формированию К., как убежденного пуританина.
2. К. был человеком умным, скромным, неподкупным, бескорыстным, реши-тельным, жестоким в отношении врагов, но рассудительным. В указанный период времени К. идеально подходил на роль лидера.
3. Убежденный пуританин и противник королевской власти.
4. Предпочитал решительные действия, вплоть до жестоких мер.
5. В начале своей деятельности выступал в защиту крестьян против огораживаний, впоследствии выражал интересы состоятельных слоев общества. Как таковых друзей не было, а круг единомышленников состоял из людей, воевавших вместе с ним и разделявших его взгляды. Противниками были в основном роялисты и сторонники радикальных преобразований общества.
6. Пожалуй нет, за исключением вышеуказанного случая с огораживаниями и отношений с Лильберном.
7. В период раскола, К. сумел железной рукой навести порядок в стране, заложил основы правового государства, пусть и жестокими методами. В тех условиях это был, пожалуй, единственный выход для страны.
8. ….... (укажите самостоятельно).
9. Вольский С. «Кромвель», Бэри Ковард «Кромвель».
20. Внимательно рассмотрите карикатуру, автор которой, современник Кромвеля, при помощи этого рисунка выразил свое отношение к существовавшей власти. Как вы думаете, к каким политическим и религиозным кругам принадлежал художник?

Вероятно, художник был роялист, изобразив Кромвеля в окружении «круглоголовых», которые представлялись кавалерам на одно лицо, и католик, так как Кромвель изображен в виде сатаны, при том, что Кромвель был убежденным пуританином и верующим человеком.
21. Как вы думаете, почему события 1688 г. получили название «Славной революции»? Согласны ли вы с таким определением? Свой ответ запишите.

Революция получила широкую поддержку среди самых разных слоёв общества и была совершена бескровным путем, без гражданской войны, память о которой была еще жива в памяти. Согласна с тем, что всё свершилось удачно, т.е. «славно», но по характеру событие скорее носило черты переворота, чем революции.
22. Запишите, какие важнейшие события произошли в Англии в:

1625 год - вступление на английский престол Карла I Стюарта;
1628 год - принятие «Петиции о праве»;
1640 год - созыв «Долгого парламента»;
1642 год - начало гражданской войны;
1645 год - сражение при Нейсби;
1649 год - казнь Карла I Стюарта;
1653 год - Кромвель разогнал «Долгий парламент»;
1660 год - реставрация монархии, вступление на престол Карла II Стюарта;
1688 год - «Славная революция».
23. Знаком «+» или «-» отметьте, согласны ли вы с данными суждениями.

1. Революция в Англии уничтожила абсолютизм.
2. Английская революция установила в стране парламентскую (конституционную) монархию.
3. Реставрация Стюартов на двести лет вернула власть этой династии.
4. Революция нанесла удар по феодальной собственности, но не превратила крестьян в полных собственников земли.
5. После революции парламент принял законы, способствовавшие развитию капитализма, уничтожил препятствия, мешающие развитию торговли (примечание. и в ходе революции)
6. В английском обществе развиваются новые классы - буржуазия и наемные работники.
7. Открылся простор для свободной конкуренции.
8. Государственной религией в стране стал католицизм.
9. В стране было положено начало складыванию правового государства и гражданского общества.
10. Английский парламент стал однопалатным*

Задания 15-23 - 1



*примечание. Однопалатным парламент был в течение короткого срока времени, когда при Кромвеле была распущена палата лордов, но восстановлена сразу после его смерти.


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: