Задания 1-7 - cтраницы 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1. Перед вами извлечения из произведений французских философов, размышляющих о необходимости преобразования общества на основе научного знания и гуманистических ценностей. В своих трудах они призывали здесь, на земле, устроить жизнь человека лучше. Прочитайте тексты и подумайте, в чем проявлялся гуманизм мыслителей эпохи Просвещения. Ответ запишите.
«...Когда в одном и том же лице или в одном и том же правительственном органе законодательная власть соединена с властью исполнительной, - свободы нет, так как можно опасаться, что тот же самый монарх или тот же самый сенат, который может издавать тиранические законы, будет выполнять их тираническим же образом.
Свободы не бывает еще в тех случаях, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она объединена с властью исполнительной, то судья превращается в притеснителя...» (Ш. Монтескье),
«...Церковь всегда хотела распространиться и пользовалась всевозможным оружием, чтобы отнять у нас наше достояние и наши жизни... История церкви - это непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, мошенничества... убийств; и тем самым доказано, что злоупотребление относится к самому существу дела, как доказано, что волк всегда был хищником и вовсе не вследствие некоторых случайных злоупотреблений пил кровь наших овец.
Религия причиняет... только зло. Куда ни повернись, везде вы увидите, что священники неизменно проповедовали бойню...
Самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный - это деспотизм священников...
Трудно понять, как это святые, давшие обет смирения, покорности и целомудрия, владеют тем не менее целым государством в вашем государстве и повелевают рабами...» (Вольтер).
«Человек рождается свободным, а между тем везде он в оковах... Найти такую форму ассоциации, которая защищала бы и охраняла совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше. Вот основная проблема, которую разрешает общественный договор...» (Ж.-Ж. Руссо).
«Под словом «нетерпимость», как правило, понимают ту ужасную страсть, которая побуждает ненавидеть всех людей, пребывающих в заблуждениях, и преследовать их.
...Насилие делает человека лицемером, если он слаб, или же мучеником, если он храбр. Но слабые и храбрые в равной мере будут чувствовать несправедливость преследований и возмущаться ими.
...Всякое средство, которое возбуждает ненависть, негодование и презрение, - безбожно.
...Всякое средство, которое стремится возбудить людей, вооружить нации и залить землю кровью, безбожно.
Безбожно стремиться навязать законы совести, универсальные правила действия. Необходимо просвещать, а не принуждать» (Д. Дидро).
Ответ:
Главной задачей философов видится устройство справедливого общества таким образом, чтобы свобода личности, главной ценности общества по мнению просветителей, не могла быть никоим образом ущемлена или ограничена. При этом непременной составляющей свободы является свобода разума от любых догматических идей, а любое насильственное насаждение законов - безнравственным.
«...Когда в одном и том же лице или в одном и том же правительственном органе законодательная власть соединена с властью исполнительной, - свободы нет, так как можно опасаться, что тот же самый монарх или тот же самый сенат, который может издавать тиранические законы, будет выполнять их тираническим же образом.
Свободы не бывает еще в тех случаях, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она объединена с властью исполнительной, то судья превращается в притеснителя...» (Ш. Монтескье),
«...Церковь всегда хотела распространиться и пользовалась всевозможным оружием, чтобы отнять у нас наше достояние и наши жизни... История церкви - это непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, мошенничества... убийств; и тем самым доказано, что злоупотребление относится к самому существу дела, как доказано, что волк всегда был хищником и вовсе не вследствие некоторых случайных злоупотреблений пил кровь наших овец.
Религия причиняет... только зло. Куда ни повернись, везде вы увидите, что священники неизменно проповедовали бойню...
Самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный - это деспотизм священников...
Трудно понять, как это святые, давшие обет смирения, покорности и целомудрия, владеют тем не менее целым государством в вашем государстве и повелевают рабами...» (Вольтер).
«Человек рождается свободным, а между тем везде он в оковах... Найти такую форму ассоциации, которая защищала бы и охраняла совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше. Вот основная проблема, которую разрешает общественный договор...» (Ж.-Ж. Руссо).
«Под словом «нетерпимость», как правило, понимают ту ужасную страсть, которая побуждает ненавидеть всех людей, пребывающих в заблуждениях, и преследовать их.
...Насилие делает человека лицемером, если он слаб, или же мучеником, если он храбр. Но слабые и храбрые в равной мере будут чувствовать несправедливость преследований и возмущаться ими.
...Всякое средство, которое возбуждает ненависть, негодование и презрение, - безбожно.
...Всякое средство, которое стремится возбудить людей, вооружить нации и залить землю кровью, безбожно.
Безбожно стремиться навязать законы совести, универсальные правила действия. Необходимо просвещать, а не принуждать» (Д. Дидро).
Ответ:
Главной задачей философов видится устройство справедливого общества таким образом, чтобы свобода личности, главной ценности общества по мнению просветителей, не могла быть никоим образом ущемлена или ограничена. При этом непременной составляющей свободы является свобода разума от любых догматических идей, а любое насильственное насаждение законов - безнравственным.
3. В приведенном перечне отметьте слова и словосочетания, которые отражают особенности идеологии просветителей.
а) олицетворяли феодальный общественный порядок;
б) идеал государственной власти - конституционная монархия или республика;
в) верили в силу и способность народа изменить существующий мир;
г) олицетворяли капиталистический общественный порядок;
д) выдвинули лозунг «У подданных прав нет, есть одни обязанности»;
е) видели в народе рабочую силу для удовлетворения своих нужд и потребностей;
ж) носителями идеологии являлись буржуазия, новое дворянство, горожане, лавочники, крестьяне, ремесленники, торговцы;
з) предлагали оставить неприкосновенной сеньориальную собственность, сохранить все феодальные повинности;
и) идеалом государственного устройства выступает абсолютная монархия;
к) науку и искусство использовали как средства утверждения своих идей;
л) считали церковь главной своей опорой, а религию непременным атрибутом государства;
м) выступали за ограничение, отмену сеньориальных повинностей;
н) ценили в человеке исполнительность, богобоязненность, терпение, знатное происхождение;
о) выдвинули лозунг «Все смертные равны»;
п) объявили войну церкви и провозгласили культ разума, которым хотели заменить веру в Бога.
*Примечание. Пункт «Г» подчеркнут потому, что почти все просветители выступали за право на собственность, и только Руссо выступал против частной собственности. Пункт «И» не подчеркнут потому, что за абсолютизм, пусть и «просвещенный» выступал только Вольтер, тогда как остальные за конституционную монархию или республику.
а) олицетворяли феодальный общественный порядок;
б) идеал государственной власти - конституционная монархия или республика;
в) верили в силу и способность народа изменить существующий мир;
г) олицетворяли капиталистический общественный порядок;
д) выдвинули лозунг «У подданных прав нет, есть одни обязанности»;
е) видели в народе рабочую силу для удовлетворения своих нужд и потребностей;
ж) носителями идеологии являлись буржуазия, новое дворянство, горожане, лавочники, крестьяне, ремесленники, торговцы;
з) предлагали оставить неприкосновенной сеньориальную собственность, сохранить все феодальные повинности;
и) идеалом государственного устройства выступает абсолютная монархия;
к) науку и искусство использовали как средства утверждения своих идей;
л) считали церковь главной своей опорой, а религию непременным атрибутом государства;
м) выступали за ограничение, отмену сеньориальных повинностей;
н) ценили в человеке исполнительность, богобоязненность, терпение, знатное происхождение;
о) выдвинули лозунг «Все смертные равны»;
п) объявили войну церкви и провозгласили культ разума, которым хотели заменить веру в Бога.
*Примечание. Пункт «Г» подчеркнут потому, что почти все просветители выступали за право на собственность, и только Руссо выступал против частной собственности. Пункт «И» не подчеркнут потому, что за абсолютизм, пусть и «просвещенный» выступал только Вольтер, тогда как остальные за конституционную монархию или республику.
4. В романе Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» современники услышали голос поднимающейся буржуазии.
Прочитайте отрывок из романа и подчеркните красным цветом доводы отца в пользу удела среднего человека, другим цветом (зеленым) мысли, с которыми не мог согласиться Робинзон. Придумайте и напишите его ответ отцу.
Отец мой, человек степенный и умный, догадываясь о моих намерениях, предостерег меня серьезно и основательно... мой удел - середина, то есть то, что можно назвать высшей ступенью скромного существования, а оно, как он убедился на многолетнем опыте, лучше всякого другого на свете и более всего для счастья приспособлено, ибо человека не гнетут нужда и лишения, тяжкий труд и страдания, выпадающие на долю низших классов, и не сбивают с толку роскошь, честолюбие, чванство и зависть высших классов...
Стоит только понаблюдать, уверял меня отец, и я пойму, что все жизненные невзгоды распределены между высшими и низшими классами и что реже всего их терпят люди умеренного достатка, не подверженные стольким превратностям судьбы, как высшие и низшие круги человеческого общества; даже от недугов, телесных и душевных, они защищены больше, чем те, у кого болезни порождаются либо пороками, роскошью и всякого рода излишествами, либо изнурительным трудом, нуждой, скудной и дурной пищей, и все их недуги не что иное, как естественные последствия образа жизни. Среднее положение в обществе наиболее благоприятствует расцвету всех добродетелей и всех радостей бытия... умеренность, воздержанность, здоровье, спокойствие духа, общительность, всевозможные приятные развлечения, всевозможные удовольствия - его благословенные спутники. Человек среднего достатка проходит свой жизненный путь тихо и безмятежно, не обременяя себя ни физическим, ни умственным трудом... Привольно и легко скользит он по жизни, разумным образом вкушая сладости бытия, не оставляющие горького осадка, чувствуя, что он счастлив, и с каждым днем постигая это все яснее и глубже.
Если бы все люди вокруг стремились прожить свой век тихо, спокойно и безмятежно, то общество до наших дней пребывало бы в невежестве, не зная ни великих открытий, ни достижений ума человеческого. Я же стремлюсь к познанию окружающего мира и, с настойчивостью и трудолюбием, переделываю его вопреки судьбе для собственного блага.
После публикации роман Дефо пользовался большой популярностью. Читатели говорили, что им особенно понравились приключения и путешествия. Это очень огорчало автора, он говорил, что его поняли неверно: дело совсем не в приключениях. Напишите возможные возражения Дефо своим читателям. Попробуйте написать воображаемое предисловие к роману от имени Дефо.
Уважаемый читатель. В романе «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» за описанием красочных авантюр, дальних путешествий и экзотических стран сделана попытка показать образ нового человека - современника эпохи, с его неистребимой верой в собственные силы, нежеланием мириться с судьбой, стремлением переделать мир, вопреки сложившимся условиям.
Прочитайте отрывок из романа и подчеркните красным цветом доводы отца в пользу удела среднего человека, другим цветом (зеленым) мысли, с которыми не мог согласиться Робинзон. Придумайте и напишите его ответ отцу.
Отец мой, человек степенный и умный, догадываясь о моих намерениях, предостерег меня серьезно и основательно... мой удел - середина, то есть то, что можно назвать высшей ступенью скромного существования, а оно, как он убедился на многолетнем опыте, лучше всякого другого на свете и более всего для счастья приспособлено, ибо человека не гнетут нужда и лишения, тяжкий труд и страдания, выпадающие на долю низших классов, и не сбивают с толку роскошь, честолюбие, чванство и зависть высших классов...
Стоит только понаблюдать, уверял меня отец, и я пойму, что все жизненные невзгоды распределены между высшими и низшими классами и что реже всего их терпят люди умеренного достатка, не подверженные стольким превратностям судьбы, как высшие и низшие круги человеческого общества; даже от недугов, телесных и душевных, они защищены больше, чем те, у кого болезни порождаются либо пороками, роскошью и всякого рода излишествами, либо изнурительным трудом, нуждой, скудной и дурной пищей, и все их недуги не что иное, как естественные последствия образа жизни. Среднее положение в обществе наиболее благоприятствует расцвету всех добродетелей и всех радостей бытия... умеренность, воздержанность, здоровье, спокойствие духа, общительность, всевозможные приятные развлечения, всевозможные удовольствия - его благословенные спутники. Человек среднего достатка проходит свой жизненный путь тихо и безмятежно, не обременяя себя ни физическим, ни умственным трудом... Привольно и легко скользит он по жизни, разумным образом вкушая сладости бытия, не оставляющие горького осадка, чувствуя, что он счастлив, и с каждым днем постигая это все яснее и глубже.
Если бы все люди вокруг стремились прожить свой век тихо, спокойно и безмятежно, то общество до наших дней пребывало бы в невежестве, не зная ни великих открытий, ни достижений ума человеческого. Я же стремлюсь к познанию окружающего мира и, с настойчивостью и трудолюбием, переделываю его вопреки судьбе для собственного блага.
После публикации роман Дефо пользовался большой популярностью. Читатели говорили, что им особенно понравились приключения и путешествия. Это очень огорчало автора, он говорил, что его поняли неверно: дело совсем не в приключениях. Напишите возможные возражения Дефо своим читателям. Попробуйте написать воображаемое предисловие к роману от имени Дефо.
Уважаемый читатель. В романе «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» за описанием красочных авантюр, дальних путешествий и экзотических стран сделана попытка показать образ нового человека - современника эпохи, с его неистребимой верой в собственные силы, нежеланием мириться с судьбой, стремлением переделать мир, вопреки сложившимся условиям.
5. Английский живописец XVIII в. Уильям Хогарт прославился произведениями, бичующими пороки современников. Одна из знаменитых серий гравюр называлась «Брак a la mode» («Модный брак», или «Брак по моде своего времени»).
Рассмотрите внимательно первый лист серии. Найдите главных героев. Придумайте им имена и биографии (положение в обществе, жизненный путь и т. д.). Запишите свои мысли в тетрадь.
Задание выполняется самостоятельно (придумайте имена и биографии). Главные герои представлены знатным аристократом и разбогатевшим простолюдином, сидящими за столом. И их детьми, дочерью простолюдина, заигрывающей с каким-то молодым человеком, и сыном дворянина, любующимся на свое изображение в зеркале. Оба абсолютно безучастны к происходящему и друг к другу. В браке заинтересованы отцы, но не дети. Биографии героев достаточно типичны для своего времени. Знатный аристократ, некогда богатый, но сохранивший влияние при дворе, разорен и чтобы покрыть многочисленные долги вынужден женить сына на дочери богатого простолюдина, который разбогател своим трудом, или трудом нескольких поколений семьи, и стремится приобрести связи в высшем обществе. Невеста, наверняка, избалована, а жених привык уделять внимание лишь самому себе.
Как вы думаете, какое событие изобразил автор? Какие детали произведения, увиденные на иллюстрации, позволяют вам утверждать это? Придумайте и запишите в тетрадь небольшую театральную сценку, повествующую о том, что происходит.
Подумайте, что могло бы стать предметом беседы героев произведения. Разбившись на пары, придумайте и запишите их диалог. Прочитайте его по ролям.
Предметом оживленной беседы могли стать условия брака и величина приданого, о чем могут говорить присутствие стряпчего, предъявляющего аристократу, вероятно, долговые расписки и богач, внимательно изучающий документ.
Диалог составьте самостоятельно, например: «У вас очень много долгов», «Мое имя и положение дорогого стоят», «И сколько же вы хотите?», «Нууу, … фунтов», «Позвольте, как можно столько требовать?»
Если вам трудно выполнить задание, воспользуйтесь «подсказками».
В XVII в. накануне революции в Англии получили широкое распространение браки между представителями обедневшей или разорившейся знати и купечества. Знатному сынку приходилось обивать пороги какой-нибудь лондонской купчихи, чтобы ее отец-суконщик согласился породниться с обнищавшим графом или бароном. В Лондоне был широко известен разбогатевший купец по имени Джосия Чайльд, который сумел получить дворянский титул, а позднее выдал свою дочь за представителя одной из самых знаменитых аристократических фамилий страны - герцога Бьюфорта, дав за ней 50 тыс. фунтов стерлингов приданого.
Вы рассмотрели только первый из четырех листов серии «Брак a la mode». Подумайте, как могли бы развиваться события дальше.
Дайте название каждой гравюре.
1. «Брачный контракт»
2. «Похождения графа»
3. «Будуар графини»
4. «Печальный конец»
В действительности в цикле «Модный брак» шесть картин:
1. «Брачный контракт»,
2. «Вскоре после свадьбы»,
3. «Визит к шарлатану»,
4. «Будуар графини»,
5. «Дуэль и смерть графа»,
6. «Смерть графини». Основной лейтмотив цикла - безнравственность подобных браков. Из представленных названий картин Вы можете выбрать свой вариант ответа.
Нарисуйте вашу версию последнего листа серии «Брак a la mode». Постарайтесь найти в книгах или альбомах репродукции серии. Сравните гравюру Хогарта и ваш рисунок. Что вы угадали правильно? Что изменили?
Этот пункт задания выполняется самостоятельно.
Рассмотрите внимательно первый лист серии. Найдите главных героев. Придумайте им имена и биографии (положение в обществе, жизненный путь и т. д.). Запишите свои мысли в тетрадь.
Задание выполняется самостоятельно (придумайте имена и биографии). Главные герои представлены знатным аристократом и разбогатевшим простолюдином, сидящими за столом. И их детьми, дочерью простолюдина, заигрывающей с каким-то молодым человеком, и сыном дворянина, любующимся на свое изображение в зеркале. Оба абсолютно безучастны к происходящему и друг к другу. В браке заинтересованы отцы, но не дети. Биографии героев достаточно типичны для своего времени. Знатный аристократ, некогда богатый, но сохранивший влияние при дворе, разорен и чтобы покрыть многочисленные долги вынужден женить сына на дочери богатого простолюдина, который разбогател своим трудом, или трудом нескольких поколений семьи, и стремится приобрести связи в высшем обществе. Невеста, наверняка, избалована, а жених привык уделять внимание лишь самому себе.
Как вы думаете, какое событие изобразил автор? Какие детали произведения, увиденные на иллюстрации, позволяют вам утверждать это? Придумайте и запишите в тетрадь небольшую театральную сценку, повествующую о том, что происходит.
Подумайте, что могло бы стать предметом беседы героев произведения. Разбившись на пары, придумайте и запишите их диалог. Прочитайте его по ролям.
Предметом оживленной беседы могли стать условия брака и величина приданого, о чем могут говорить присутствие стряпчего, предъявляющего аристократу, вероятно, долговые расписки и богач, внимательно изучающий документ.
Диалог составьте самостоятельно, например: «У вас очень много долгов», «Мое имя и положение дорогого стоят», «И сколько же вы хотите?», «Нууу, … фунтов», «Позвольте, как можно столько требовать?»
Если вам трудно выполнить задание, воспользуйтесь «подсказками».
В XVII в. накануне революции в Англии получили широкое распространение браки между представителями обедневшей или разорившейся знати и купечества. Знатному сынку приходилось обивать пороги какой-нибудь лондонской купчихи, чтобы ее отец-суконщик согласился породниться с обнищавшим графом или бароном. В Лондоне был широко известен разбогатевший купец по имени Джосия Чайльд, который сумел получить дворянский титул, а позднее выдал свою дочь за представителя одной из самых знаменитых аристократических фамилий страны - герцога Бьюфорта, дав за ней 50 тыс. фунтов стерлингов приданого.
Вы рассмотрели только первый из четырех листов серии «Брак a la mode». Подумайте, как могли бы развиваться события дальше.
Дайте название каждой гравюре.
1. «Брачный контракт»
2. «Похождения графа»
3. «Будуар графини»
4. «Печальный конец»
В действительности в цикле «Модный брак» шесть картин:
1. «Брачный контракт»,
2. «Вскоре после свадьбы»,
3. «Визит к шарлатану»,
4. «Будуар графини»,
5. «Дуэль и смерть графа»,
6. «Смерть графини». Основной лейтмотив цикла - безнравственность подобных браков. Из представленных названий картин Вы можете выбрать свой вариант ответа.
Нарисуйте вашу версию последнего листа серии «Брак a la mode». Постарайтесь найти в книгах или альбомах репродукции серии. Сравните гравюру Хогарта и ваш рисунок. Что вы угадали правильно? Что изменили?
Этот пункт задания выполняется самостоятельно.
6. Современники сравнивали «Энциклопедию наук, искусств и ремесел» с громадным арсеналом, в котором добывалось оружие для штурма старой Франции. Как вы понимаете это сравнение?
Ответ:
Авторами «Энциклопедии» были многие выдающиеся просветители того времени, которые в своих статьях выражали идеи просвещения, и для читателя становилось ясно, что процветание страны невозможно при сохранении старого порядка.
Ответ:
Авторами «Энциклопедии» были многие выдающиеся просветители того времени, которые в своих статьях выражали идеи просвещения, и для читателя становилось ясно, что процветание страны невозможно при сохранении старого порядка.
7. Из курса истории Средних веков вам известно, что эмблема - условное изображение какого-либо понятия или идеи. Обобщив свои знания об эпохе Просвещения, ее культуре, придумайте и нарисуйте эмблему, в которой с наибольшей полнотой воплотился бы век Разума и Света.
Ответ:
Задание выполняется самостоятельно. Например, можно изобразить «Мыслителя» Родена, или знамя с девизом «Свобода и равенство».
Ответ:
Задание выполняется самостоятельно. Например, можно изобразить «Мыслителя» Родена, или знамя с девизом «Свобода и равенство».
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: