Класс Млекопитающие, или Звери - cтраницы 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135

164. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия частей кожного покрова млекопитающих, обозначенных цифрами.

40. Класс Млекопитающие, или Звери - 1

I - эпидермис;
II - собственно кожа.

1. волос;
2. сальная железа;
3. потовая железа.
165. Какие органы чувств имеют млекопитающие?

ОТВЕТ: Органы осязания – рецепторы кожи; орган обоняния – носовая полость; орган вкуса – язык; орган зрения – глаза; орган слуха – ухо.
166. Изучите таблицу «Класс Млекопитающие. Строение кролика». Рассмотрите рисунок. Напишите названия костей скелета млекопитающих, обозначенных цифрами.

40. Класс Млекопитающие, или Звери - 2

1. череп.
2. шейные позвонки.
3. грудные позвонки.
4. хвостовые позвонки.
5. тазовые кости.
6. бедро.
7. голень.
8. стопа.
9. грудная клетка.
10. предплечье.
11. кисть.
12. плечо.
13. лопатка.
167. Перечислите кости, составляющие плечевой и тазовый пояс млекопитающих.
  • Плечевой пояс: парные лопатки и ключицы.
  • Тазовый пояс: парные подвздошные, седалищные и лобковые кости.
168. Перечислите особенности строения скелета, связанные с наземным образом жизни.
  1. Появление полноценных конечностей - лап, построенных по принципу рычагов, оканчивающихся кистью с цепкими пальцами - обеспечивают эффективное передвижение по суше. Появляются пояса конечностей, к ним крепятся мышцы, обеспечивающие движения лап.
  2. Появление шейного отдела позвоночника - позволяет двигать головой в разные стороны, что способствует лучшей ориентации в пространстве
  3. Кости становятся трубчатыми - это дает повышенную прочность и одновременно облегчает скелет
  4. Развитие челюстного аппарата. И у растительноядных, и у хищников появляется потребность в более тщательной обработке пищи. В связи с этим появляются дифференцированные зубы.
  5. Число шейных позвонков постоянно и равно семи, череп более объемный, что связано с большими размерами головного мозга. Кости черепа срастаются довольно поздно, что обеспечивает возможность увеличения головного мозга по мере роста животного.
  6. Конечность пятипалая. Способы передвижения млекопитающих различны - ходьба, бег, лазание, полет, копание, плавание, - что отражается в строении конечностей.
169. Каковы особенности строения головного мозга млекопитающих?

ОТВЕТ: Головной мозг млекопитающих имеет те же отделы, что и мозг других позвоночных, но отличается большими размерами и очень сложным строением полушарий переднего мозга. Наружный слой их состоит из нервных клеток, образующих кору мозга. Именно в коре полушарий и происходят основные процессы высшей нервной деятельности. У более высокоорганизованных видов млекопитающих кора мозга образует многочисленные извилины и борозды, что резко увеличивает ее площадь. Мозжечок и средний мозг хорошо развиты, так как для млекопитающих характерны высокая двигательная активность и сложные рефлексы. Органы чувств отличаются большой сложностью и совершенством.
170. Изучите таблицу «Класс Млекопитающие. Строение кролика». Рассмотрите рисунок. Напишите названия внутренних органов кролика, обозначенных цифрами.

40. Класс Млекопитающие, или Звери - 3

1. трахея;
2. легкие;
3. сердце;
4. желудок;
5. почка;
6. мочевой пузырь;
7. толстый кишечник;
8. тонкий кишечник;
9. диафрагма.
171. Что такое диафрагма? Каковы её функции?

ОТВЕТ: Диафрагма – это непарная широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения легких. Условно её границу можно провести по нижнему краю ребер. Образована системой поперечнополосатых мышц. Свойственна только млекопитающим.
172. Заполните таблицу "Системы органов млекопитающих".

40. Класс Млекопитающие, или Звери - 4

173. Опишите работу почек млекопитающих.

ОТВЕТ: Почки млекопитающих состоят из наружного (коркового) и внутреннего (мозгового) слоев. В корковом слое извитые канальцы, берущие начало из боуменовых капсул, внутри которых находятся клубочки кровеносных сосудов. В них осуществляется фильтрационный процесс, и в почечные канальцы профильтровывается плазма крови – образуется первичная моча. Почечные канальцы образуют несколько колен, в них происходит обратное всасывание из первичной мочи воды, сахара и аминокислот – образуется вторичная моча, поступающая в собирательные трубочки, образующие мозговое вещество. Конечный продукт белкового обмена – мочевина. Моча поступает в мочеточники, далее – в мочевой пузырь и затем через мочеиспускательный канал – наружу.
174. Зарисуйте схему строения сердца млекопитающих, подпишите его составные части.

40. Класс Млекопитающие, или Звери - 5

175. Пользуясь рисунком в учебнике на с. 236, опишите, как осуществляется движение крови по сосудам у млекопитающих.

Малый круг кровообращения
начинается в правом желудочке легочным стволом. Венозная кровь по легочному стволу идет по легочным артериям в легкие. Обогащаясь кислородом в легких, кровь возвращается по легочным венам в левое предсердие, а оттуда поступает в левый желудочек.

Большой круг кровообращения начинается аортой, выходящей из левого желудочка. Оттуда кровь поступает в крупные сосуды, направляющиеся к голове, туловищу и конечностям. Крупные сосуды ветвятся на мелкие, которые переходят во внутриорганные артерии, а затем в артериолы и капилляры. Посредством капилляров осуществляется постоянный обмен веществ между кровью и тканями. Капилляры объединяются и сливаются в венулы и вены, которые сливаются в крупные венозные сосуды, образуя верхнюю и нижнюю полые вены. По ним кровь возвращается в правое предсердие.
176. Какая кровь поступает в правое предсердие?

ОТВЕТ: Венозная кровь.
177. Рассмотрите рисунок и подпишите его. Опишите, как происходит развитие детёныша в матке.

40. Класс Млекопитающие, или Звери - 6

Оплодотворение внутреннее, происходит в яйцеводах. Во время развития в матке формируется плацента, с помощью которой устанавливается связь между эмбрионом и организмом матери. В результате обеспечивается газообмен в теле зародыша, его питание и удаление продуктов обмена. Продолжительность беременности зависит от многих факторов: размеров тела, готовности потомства к самостоятельной жизни и др. у некоторых видов детеныши рождаются беспомощными, у других – способными к активным действиям.
178. Что такое плацента? Каково ее биологическое значение?

Плацента – это эмбриональный орган у всех самок плацентарных млекопитающих, некоторых сумчатых и ряда других групп животных, позволяющий осуществлять перенос материала между циркуляционными системами плода и матери. Функции:
  • Газообменная;
  • Выделительная;
  • Гормональная;
  • Защитная.
179. Каково строение половой системы млекопитающих?

ОТВЕТ: Половая система у самцов состоит из парных семенников, семявыводящих протоков, придаточных желез и совокупительного органа. Семенники (в них образуются и созревают сперматозоиды) у большинства видов расположены в специальном мешочке – мошонке.

У самок половая система состоит из парных яичников, яйцеводов, матки и влагалища. В яичниках образуются яйцеклетки. По мере созревания они выделяются и попадают вначале в верхние участки яйцеводов, где, как правило, и происходит их оплодотворение. Оплодотворенная яйцеклетка перемещается в матку, где при дальнейшем развитии зародыша образуется детское место – плацента.
180. Приведите доказательства того, что млекопитающие произошли от древних пресмыкающихся.

ОТВЕТ: Млекопитающие имеют многие черты сходства с пресмыкающимися, особенно в эмбриональном развитии, строении скелета, роговеющих покровах. Это позволяет утверждать, что млекопитающие произошли от древних рептилий. Сходство взрослых зверей с рептилиями проявляется и в обилии у зверей роговых кожных образований (шерсть, рога, копыта, когти, ногти); в наличии чешуй на хвостах мышей, крыс, бобров, сходных с чешуями пресмыкающихся; в сходном развитии этих чешуй из кожных зачатков. Особенно заметно сходство с рептилиями у примитивных яйцекладущих первозверей - утконоса и ехидны.
Большое сходство с млекопитающими имели древние зверозубые пресмыкающиеся. Назвали их так потому, что у них, как и у млекопитающих, были дифференцированные зубы (резцы, клыки и коренные). В процессе эволюции у млекопитающих развились такие приспособления к выживанию, как совершенная терморегуляция, постоянная температура тела, живорождение и выкармливание детенышей молоком. Особенно важным было совершенствование центральной нервной системы: сильное развитие полушарий переднего мозга в связи со сложным поведением, совершенствованием органов чувств. Это способствовало широкому географическому распространению млекопитающих и освоению ими всех сред обитания, появлению разнообразных форм тела, высокой численности.
181. Верно ли утверждение, что первозвери ближе к пресмыкающимся, чем другие млекопитающие? Почему?

Верно. В Австралии и на прилегающих к ней островах живут яйцекладущие млекопитающие, которые по своему строению и особенностям размножения занимают промежуточное положение между пресмыкающимися и млекопитающими. К ним относятся первозвери: утконос и ехидна.

Сходство с пресмыкающимися:
  1. При размножении они откладывают яйца, покрытые прочной оболочкой, защищающей содержимое яйца от высыхания. (Но ехидна вынашивает единственное яйцо в особой сумке, представляющей складку кожи на брюшной стороне тела).
  2. Кишечник и мочеполовое отверстие открывается в клоаку.
  3. Соски отсутствуют. (Но есть млечные железы).
  4. Плечевой пояс сходен с таковым у пресмыкающихся.
  5. Низкая температура тела.
  6. Челюсти покрыты роговым клювом.
182. Назовите представителей сумчатых. Что для них характерно?
  • Сумчатые: каола, кенгуру, сумчатый волк, опоссум.
  • Черты: плацента отсутствует, детеныши рождаются недоразвитыми и очень мелкими, вынашиваются в сумке; мозг очень примитивен; температура ниже, чем у плацентарных и непостоянна.
183. Назовите основные признаки плацентарных млекопитающих, которые указывают на их более высокую организацию по сравнению с первозверями и сумчатыми.

ОТВЕТ: Плацентарные, или высшие звери – наиболее распространенный инфракласс млекопитающих, считающийся наиболее высокоразвитым. Отличительным признаком плацентарных является рождение в относительно развитой стадии. Это возможно благодаря наличию плаценты, через которую эмбрион получает от матери питательные вещества и антитела и избавляется от продуктов жизнедеятельности. Зародыш их развивается в матке матери, покрыт плацентой и питается дышит через пуповину.
У плацентарных очень хорошо развит мозг, особенно передний мозг (извилины, кора больших полушарий) и мозжечок, характерно сложное поведение, забота о потомстве.
184. К каким отрядам относятся: бурозубка, крылан, рысь, бегемот?

Бурозубка – отряд Землеройкообразные.
Крылан – отряд Рукокрылые.
Рысь – отряд Хищные.
Бегемот – отряд Парнокопытные.
185. Выполните лабораторную работу «Строение млекопитающих», представленную в тетради для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: