Класс Птицы - cтраницы 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124

152. Зарисуйте схему внешнего строения птицы, подпишите основные части тела. Какие особенности внешнего строения птицы связаны с её способностью к полету?

38. Класс Птицы - 1

  • Обтекаемая форма тела;
  • Наличие крыльев;
  • Перьевой покров;
  • Небольшая голова, длинная шея, туловище и конечности более компактны.
153. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей пера, обозначеннных цифрами.

38. Класс Птицы - 2

1. опахало.
2. стержень (ствол).
3. очин.
154. Изучите таблицу «Класс Птицы. Строение голубя». Рассмотрите рисунок. Напишите названия костей скелета птицы, обозначенных цифрами.

38. Класс Птицы - 3

1. череп
2. кисть
3. предплечье
4. плечо
5. копчиковая кость
6. бедро
7. голень
8. цевка
9. пальцы
10. грудина с килем
11. шейный отдел позвоночника
155. Укажите особенности скелета, связанные с приспособленностью птиц к полету.

ОТВЕТ:
  • Скелет характеризуется прочностью и легкостью. Трубчатые кости полые. Плоские кости (черепа, крестца, таза) очень тонки и срастаются между собой. Челюсти не имеют зубов.
  • В системе позвоночного столба имеется сложный крестец, образованный срастанием последних грудных позвонков, поясничного отдела, собственно крестцового и части хвостового. Сросшиеся последние хвостовые позвонки образуют копчиковую кость.
  • Все кости таза срастаются между собой и прирастают к сложному крестцу.
  • Плечевой пояс сильно развит и состоит из мощных каракоидных костей, лопаток и сросшихся ключиц.
  • Передние конечности сохранили всего три пальца, причем только второй палец имеет две фаланги. Все кости пясти и запястья слиты в одну сложную кость, к которой прикрепляются маховые перья.
  • Задние конечности имеют чаще четыре пальца, иногда три или два. Имеется сложная кость цевка.
  • Грудина велика и у большинства видов несет острый киль, к которому прикрепляются мощные грудные мышцы. Ребра птиц уплощены, грудная клетка прочная и малоподвижна.
156. Рассмотрите рисунок. Цветными карандашами раскрасьте кровеносную систему птицы. Подпишите её части. Укажите стрелками движение артериальной и венозной крови.

38. Класс Птицы - 4

157. Заполните таблицу "Системы органов птиц".

38. Класс Птицы - 5

158. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия отделов головного мозга птицы.

38. Класс Птицы - 6

159. Опишите процесс двойного дыхания птицы.

ОТВЕТ: При вдохе у птиц увеличивается объем полости тела и воздушные мешки расширяются, засасывая воздух. При этом воздух из легких насасывается в передние воздушные мешки, а воздух из внешней среды по трахее, бронхам идет в легкие и в задние воздушные мешки. При выдохе объем полости тела уменьшается и под давлением внутренних органов воздух выдавливается из воздушных мешков. Содержащий много кислорода воздух из задних воздушных мешков нагнетается в легкие, а воздух из передних мешков, содержащий уже мало кислорода, но много углекислого газа, проталкивается в трахею и выводится наружу. Таким образом, насыщенный кислородом воздух практически непрерывно, и при вдохе и при выдохе, проходит через легкие, обогащая кровь кислородом («двойное дыхание»).
160. Рассмотрите рисунок. Подпишите части половой системы птицы, обозначенные цифрами.

38. Класс Птицы - 7

1. яичник
2. яйцевод
3. клоака
4. почка
5. мочеточник
6. семяпровод
7. семенник
161. Опишите процесс размножения и развития птицы.

  • В период размножения птицы образуют пары.
  • Яйцеклетки у птиц крупные, богатые желтком, созревают неравномерно. Созревшая яйцеклетка попадает в яйцевод. В верхней его части происходит оплодотворение. Стенки яйцевода сокращаются, проталкивая яйцо (оплодотворенную яйцеклетку) в сторону клоаки. При движении оно покрывается оболочками. Вначале яйцо покрывается белковой, потом двумя волокнистыми (подскорлуповыми) и затем скорлуповой оболочками. Яйцо попадает в клоаку и откладывается наружу.
  • Яйца птиц крупные, содержат много питательных веществ в белке и желтке.
  • Зародыш в яйце развивается очень быстро, при высокой температуре (37-З8 °С) и определенной влажности. К концу развития птенец заполняет всю внутреннюю полость яйца.
  • При вылуплении птенец прорывает пергаментную оболочку, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать. При помощи яйцевого зуба (бугорка на надклювье) птенец разламывает скорлупу и выбирается из нее.
162. Выполните лабораторную работу «Внешнее строение птицы».

1. Рассмотрите внешнее строение птицы. Опишите форму её тела, окраску оперения.

Тело птицы покрыто перьями, передние конечности видоизменены в органы полета - крылья. Ноги птиц массивны, имеют четыре отдела: бедро, голень, цевку и 4 пальца. У птицы на голове имеется клюв, глаза. Форма тела обтекаемая. Цвет перьевого покрова маскировочный.

2. Сделайте рисунок и подпишите части тела птицы.

См. вопрос 152.

3. Рассмотрите голову птицы. Какие органы на ней расположены?

Глаза, ушные отверстия (прикрыты перьями – только среднее ухо), клюв, ноздри.

4. Рассмотрите конечности птицы. Каковы особенности их строения?

Для полета служат видоизмененные передние конечности - крылья. Ноги птиц имеют четыре отдела: бедро, голень, цевку и пальцы. Обычно ноги четырехпалые, но иногда число пальцев сокращается до трех и даже двух. Из четырех пальцев в преобладающем большинстве случаев три являются направленными вперед, а одни - назад.

5. Рассмотрите перьевой покров птицы. Сделайте рисунки различных типов перьев.

38. Класс Птицы - 8

6. Зарисуйте схему строения контурного пера. Подпишите его части.

38. Класс Птицы - 9

7. Какие особенности внешнего строения птицы связаны с её приспособленностью к полету?

См. вопрос 152.
163. Рассмотрите рисунки. Напишите названия экологических групп, к которым относятся изображенные птицы.

38. Класс Птицы - 10

1. Лесные птицы.
2. Птицы открытых пространств.
3. Птицы водоплавающие и птицы водоемов и прибрежий.
4. Птицы, добывающие корм в воздухе.
5. Дневные хищные птицы.


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: