Класс Насекомые - cтраницы 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93

112. Рассмотрите рисунок. Подпишите название частей тела жука, обозначенных цифрами.

30. Класс Насекомые - 1

113. Дайте характеристику класса насекомых.

Насекомые - класс беспозвоночных членистоногих животных, 1,5 млн видов. Тело покрыто хитинизированной кутикулой, образующей экзоскелет, и состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка.

Среда обитания: наземно-воздушная; водная; почвенная; организменная. От мм до 15 см – длина тела.
На голове: пара усиков; ротовые органы (нижние, верхние челюсти, нижняя губа); пара фасеточных глаз; усики разной формы; ротовой аппарат (грызущий, колюще-сосущий, сосущий, лижуще-грызущий).
Грудь: две пары крыльев (1пара – на среднегруди, 2пара – на заднегруди); три пары ходильных конечностей (бегательные, прыгательные, плавательные, хватательные, копательные).
Крылья – складки хитинового покрова.
Брюшко: конечностей не имеет, иногда могут быть видоизмененные конечности (церки, кузнечики).
Органы чувств: осязания - усики; обоняния - усики; вкуса – щупики нижней губы и нижней челюсти; зрения – простые и сложные глаза; слуха; равновесия.
114. Рассмотрите рисунки. Выпишите черты сходства и различия изображенных животных.

30. Класс Насекомые - 2

Сходство: относятся к одному типу Членистоногие, поэтому имеют наружный скелет, образованный хитиновой кутикулой, и сегментированное тело с парными членистыми конечностями.
Отличия: краб (Ракообразные) имеет 5 пар конечностей, паук (Паукообразные) – 4, шмель (Насекомые) – 3 пары. У паука и краба – головогрудь и брюшко, у шмеля – голова, грудь, брюшко. Шмель имеет крылья. Различия также в строении дыхательной (жабры, легочные мешки, трахеи), частично – выделительной систем, нервная система более развита у насекомых. Различается образ жизни и среды обитания.
115. На рисунке цветными карандашами раскрасьте системы внутренних органов насекомого и напишите названия органов, которые их составляют.

30. Класс Насекомые - 3

  • Нервная система: окологлоточное нервное кольцо, надглоточный ганглий и брюшная нервная цепочка.
  • Пищеварительная система: рот, глотка, пищевод, желудок, средний и задний кишечник, анальное отверстие. Есть слюнные железы.
  • Кровеносная система: «сердце», сосуды.
  • Половая система: у самцов – семенники, семяпроводы, семяизвергательный канал. У самок – яичники, яйцеводы, влагалище.
  • Выделительная система: мальпигиевы сосуды.
116. Рассмотрите рисунок. Напишите названия органов насекомого, обозначенных цифрами.

30. Класс Насекомые - 4

117. Заполните таблицу "СИСТЕМЫ ОРГАНОВ НАСЕКОМЫХ".

30. Класс Насекомые - 5

118. Как происходит развитие бабочки?

Бабочки - это насекомые с полным циклом превращений. Между стадией личинки (гусеницы) и взрослой стадией (бабочки) находится промежуточная стадия куколки. Все развитие можно представить так: яйцо - гусеница - куколка - бабочка. Личинка бабочки совершенно не похожа на имаго. На стадии куколки происходит глобальная перестройка всего организма с формированием тканей и органов взрослого насекомого.
119. Назовите и охарактеризуйте типы развития насекомых.

1) Развитие с неполным превращением. Три стадии: яйцо -> личинка -> взрослое насекомое. (Тараканы, Поденки, Стрекозы, Богомолы, Веснянки, Прямокрылые, Уховертки, Вши, Равнокрылые). Из яиц появляются личинки, внешне очень похожие на родителей. Они отличаются от имаго меньшей величиной, отсутствием крыльев и неразвитостью половой системы. Личинки несколько раз линяют, растут и все больше становятся похожими на взрослых насекомых. Со временем они становятся половозрелыми, и у них полностью формируются крылья. После этого насекомые больше не растут.

2) Развитие с полным превращением. Четыре стадии: яйцо -> личинка -> куколка -> взрослое насекомое. (Бабочки, Жуки, Мухи, Осы, Муравьи). Личинки совсем не похожи на взрослых особей. У них отсутствуют сложные глаза, имеются только простые глазки, или органы зрения совсем отсутствуют; тело чаще всего червеобразное (гусеницы бабочек). Нередко отсутствуют усики, нет крыльев. Личинки несколько раз линяют, растут. Достигнув предельных размеров, личинка превращается в куколку –промежуточную стадию между личинкой и взрослым насекомым.
120. Пользуясь рисунком, расскажите о развитии кузнечика. Как называется такой тип развития?

30. Класс Насекомые - 6

У кузнечика развитие с неполным превращением. У них молодь, вышедшая из яйца, уже похожа на взрослое насекомое. С каждой линькой это сходство становится всё больше.
121. Заполните таблицу «ТИПЫ РАЗВИТИЯ НАСЕКОМЫХ».

30. Класс Насекомые - 7

122. Каково значение насекомых для человека?

Большое значение имеют насекомые в хозяйственной деятельности человека: как опылители, повышают урожайность культурных растений; важно их использование с целью биологических методов борьбы с вредными насекомыми, одомашненные насекомые дают ценные продукты питания и сырье для промышленности.
123. Выполните лабораторную работу «Внешнее строение насекомого».

1. Рассмотрите внешний вид майского жука. Определите его размеры, окраску частей тела. Сделайте рисунок.

30. Класс Насекомые - 8

2. Из скольких отделов состоит тело жука?

Голова, грудь, брюшко.

3. Рассмотрите голову жука. Какие органы на ней расположены? Сделайте рисунок.

30. Класс Насекомые - 9

1 – голова, 2 – нижнечелюстной щупик, 3 – антенны, 4 – глаза.

4. Рассмотрите грудной отдел жука. Какие органы здесь расположены? Сколько пар конечностей?

5. Рассмотрите крылья жука. Чем они отличаются и почему?


Передние крылья преобразованы в жесткие надкрылья – служат для защиты тела жука, за ними спрятаны нижние задние крылья – для полета.

6. Рассмотрите конечность насекомого. Из скольких элементовона состоит? Нарисуйте её.

30. Класс Насекомые - 10

Ходильные ноги состоят из 5 члеников: тазик, вертлуг, бедро, голень, лапка.

7. Рассмотрите брюшко жука. С помощью лупы найдите дыхальца. Посчитайте, из скольких члеников они состоят.

Брюшко состоит из 8 сегментов. По бокам средне- и заднегруди, а также на сегментах брюшка находится до 10 пар отверстий – дыхалец.

30. Класс Насекомые - 11



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: