§48. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. - cтраницы 53, 54

Задание 1. Птицы откладывают яйца по одному в течение нескольких суток, а птенцы выводятся почти одновременно. Объясните, почему так происходит.

§48. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. - 1

Задание 2. Объясните, почему некоторые птицы во время дальних полетов размещаются цепочкой или косяком.

§48. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. - 2

Задание 3. Проведите наблюдение за выкармливанием птенцов волнистыми попугайчиками.

1)Отметьте время начала насиживания яиц.

В основном осенью и весной.

2) Запишите, как ведут себя птицы во время насиживания, кто (самец или самка) насиживает яйца, как питаются попугайчики.

§48. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. - 3


3) Установите частоту кормления птенцов в течение часа

Кормят за час 2-3 раза.

4) Отметьте день вылета птенцов из гнезда

Птенцы покидают гнездо в возрасте 30-35 дней.

5) Сформулируйте вывод об особенностях выкармливания птенцов волнистыми попугайчиками.

Первые две недели жизни мать кормит птенчиков зобным молочком, которое образуется в мускульном желудочке самки, постепенно переводя их на взрослый корм, размягченный в зобе. Если птенцов много, самка кормит сначала старших, а затем более младших, так как в зобу самки сверху находится зерно, а внизу – зобное молочко.
Задание 4. Данные многочисленных наблюдений убедили юных зоологов, что птицы по-разному и в разных местах строят гнезда: лесной конек – на земле из опавших веточек ели; дрозды – из трав, скрепленных глиной, на высоте 2-3 м; зяблик – из мхов, облицовывая гнездо лишайниками и укрепляя его в развилке берез; глухари, тетерева – в углублении на земле. Напишите, чем объясняется выбор места для устройства гнезда.

ОТВЕТ: В зависимости от наличия врагов и от пищи, которой они питаются, птицам необходимы разные условия.
Задание 5. Проведите наблюдения за зимующими птицами населенных пунктов.

1. Определите маршрут наблюдений.

2. Посещайте не реже одного раза в неделю намеченный маршрут и отмечайте в дневнике наблюдений:

  • виды встречаемых птиц (используйте книгу В.М.Храброго «Школьный атлас – определитель птиц»);
  • места наиболее частых встреч с тем или иным видом птиц;
  • занятия птиц (отдыхают, кормятся, перемещаются в воздухе и т.п.);
  • количество отдельных птиц (стаек, число в стайках);
  • суточная активность птиц (начало и конец активности);
  • образ жизни (оседлый, кочующий);
  • частота и скорость перемещений кочующих птиц;
  • количество осмотренных ветвей за 30 минут кормежки.
3. Сформулируйте вывод о видовом составе, численности и особенностях распространения птиц, зимующих в населенных пунктах.

ОТВЕТ: Наиболее важное время годового жизненного цикла птиц – период размножения. Успешное строительство гнезда, насиживание яиц и выкармливание птенцов обеспечивают высокую эффективность размножения. В послегнездовой период птицы сменяют оперение. Выводки вместе с родителями сначала кочуют в районах гнездования, затем объединяются в стаи. Кочевки становятся более длинными, а у некоторых видов переходят в направленные миграции. По дальности сезонныхмиграций птицы делятся на оседлых, кочующих и перелетных.


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: