§32. Внутреннее строение рыб - cтраницы 8, 9, 10, 11, 12
Задание 1. Рассмотрите скелет рыбы. Ответьте на вопросы.
1. На скелете найдите отделы тела.
2. Найдите позвоночник. Из каких частей он состоит? Как расположены позвонки? Одинаковы ли они по строению? Что в них общего? Чем различаются? Каково значение позвоночника для рыбы?
У рыб позвоночник состоит из двух отделов: туловищного и хвостового. Позвонки расположены у основания верхних дуг. Они не все одинаковые, так как где-то они уменьшаются, а где-то увеличиваются. У них общее одно: строение у всех одинаковое. Позвоночник помогает рыбе извиваться подобно змее и управлять хвостом во время плавания.
3. Обратите внимание на канал, образуемый верхними дугами позвонков. Что в нем находится? Сочленяются ли ребра между собой внизу?
В нем находится спинной мозг. Они не сочленяются.
4. Рассмотрите череп рыбы. Найдите челюсти, жаберные крышки, место расположения глаз. Найдите мозговую коробку. Что в ней находится? Как можно объяснить относительно небольшие размеры мозговой коробки?
В мозговой коробке находится 5 отделов головного мозга: передний, промежуточный, средний и продолговатый мозг.
5. Сформулируйте вывод об особенностях строения скелета у рыб.
По сравнению с ланцетниками рыбы более высокоорганизованные животные. Хорда у них замещена позвоночником. Скелет играет важную роль в строении рыбы.
1. На скелете найдите отделы тела.
2. Найдите позвоночник. Из каких частей он состоит? Как расположены позвонки? Одинаковы ли они по строению? Что в них общего? Чем различаются? Каково значение позвоночника для рыбы?
У рыб позвоночник состоит из двух отделов: туловищного и хвостового. Позвонки расположены у основания верхних дуг. Они не все одинаковые, так как где-то они уменьшаются, а где-то увеличиваются. У них общее одно: строение у всех одинаковое. Позвоночник помогает рыбе извиваться подобно змее и управлять хвостом во время плавания.
3. Обратите внимание на канал, образуемый верхними дугами позвонков. Что в нем находится? Сочленяются ли ребра между собой внизу?
В нем находится спинной мозг. Они не сочленяются.
4. Рассмотрите череп рыбы. Найдите челюсти, жаберные крышки, место расположения глаз. Найдите мозговую коробку. Что в ней находится? Как можно объяснить относительно небольшие размеры мозговой коробки?
В мозговой коробке находится 5 отделов головного мозга: передний, промежуточный, средний и продолговатый мозг.
5. Сформулируйте вывод об особенностях строения скелета у рыб.
По сравнению с ланцетниками рыбы более высокоорганизованные животные. Хорда у них замещена позвоночником. Скелет играет важную роль в строении рыбы.
Задание 2. Выполните лабораторную работу.
Тема: «Внутреннее строение рыбы».
Цель работы: Изучить особенности внутреннего строения рыб и выявить его усложнение в сравнении с бесчерепными.
1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.
2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 32 учебника, выполните лабораторную работу, заполните по ходу наблюдений таблицу. 3. Запишите результаты наблюдений и сделайте выводы.
По сравнению с ланцетниками, рыбы более высокоорганизованные животные. Хорда у них замещена позвоночником; жабры имеют сложное строение; сердце мускулистое, двухкамерное; органами выделения служат почки, мочеточники и мочевой пузырь. ЦНС (нервная трубка) разделена на головной (5 отделов) мозг; спинной мозг.
Тема: «Внутреннее строение рыбы».
Цель работы: Изучить особенности внутреннего строения рыб и выявить его усложнение в сравнении с бесчерепными.
1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.
2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 32 учебника, выполните лабораторную работу, заполните по ходу наблюдений таблицу. 3. Запишите результаты наблюдений и сделайте выводы.
По сравнению с ланцетниками, рыбы более высокоорганизованные животные. Хорда у них замещена позвоночником; жабры имеют сложное строение; сердце мускулистое, двухкамерное; органами выделения служат почки, мочеточники и мочевой пузырь. ЦНС (нервная трубка) разделена на головной (5 отделов) мозг; спинной мозг.
Задание 4. Выпишите номера правильных утверждений.
Утверждения:
1. У некоторых рыб хорда сохраняется в течение всей жизни.
2. В каналах органов боковой линии рыб имеются чувствительные клетки.
3. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной системы.
4. Рыбы не способны к образованию условных рефлексов.
5. Кровеносная система рыб незамкнутая.
6. Сердце рыб состоит из двух камер – предсердия и желудочка.
7. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке артериальная.
8. Спинной мозг находится в позвоночном канале.
9. К туловищным и хвостовым позвонкам прикрепляются рыбы.
10. У всех рыб имеется плавательный пузырь.
11. Плавательный пузырь наполнен смесью газов – кислорода и углекислого газа.
12. При увеличении плавательного пузыря рыба становится легче.
13. Органами дыхания рыб являются жабры.
14. Органы выделения рыб – почки.
15. Мочевой пузырь у рыб отсутствует.
16. Температура рыб невысокая, но постоянная.
Правильные утверждения: 2,5,6,7,8,10,11,13,14.
Утверждения:
1. У некоторых рыб хорда сохраняется в течение всей жизни.
2. В каналах органов боковой линии рыб имеются чувствительные клетки.
3. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной системы.
4. Рыбы не способны к образованию условных рефлексов.
5. Кровеносная система рыб незамкнутая.
6. Сердце рыб состоит из двух камер – предсердия и желудочка.
7. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке артериальная.
8. Спинной мозг находится в позвоночном канале.
9. К туловищным и хвостовым позвонкам прикрепляются рыбы.
10. У всех рыб имеется плавательный пузырь.
11. Плавательный пузырь наполнен смесью газов – кислорода и углекислого газа.
12. При увеличении плавательного пузыря рыба становится легче.
13. Органами дыхания рыб являются жабры.
14. Органы выделения рыб – почки.
15. Мочевой пузырь у рыб отсутствует.
16. Температура рыб невысокая, но постоянная.
Правильные утверждения: 2,5,6,7,8,10,11,13,14.
Задание 5. Раскрасьте внутренние органы рыбы (красным цветом – кровеносные органы, зеленым – органы пищеварительной системы, коричневым – органы размножения, черным – органы выделения) и напишите их названия.
§31. Рыбы: общая характеристика и внешнее строение - стр. 5-8§33. Особенности размножения рыб - стр. 12-14
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: