§11 Повседневная жизнь населения - cтраницы 93, 94, 95, 96, 97, 98

Тестовый контроль

  1. Описание жизни людей, причисленных Русской православной церковью к лику святых:
    1. Летопись
    2. Житие
    3. Былина
    4. Устав
  2. Первую славянскую азбуку создали:
    1. Кирилл и Павел
    2. Кирилл и Мефодий
    3. Борис и Глеб
    4. Владимир и Мефодий
  3. Живописное произведение малых размеров, которым украшали рукописные книги:
    1. Икона
    2. Мозаика
    3. Миниатюра
    4. Граффити
  4. Автор «Повести временных лет»:
    1. Нестор
    2. Ярослав Мудрый
    3. Владимир Мономах
    4. Иларион
  5. Первый православный каменный храм, построенный в Киеве:
    1. Десятинная церковь
    2. Пятницкая церковь
    3. Софийский собор
    4. Успенский собор
  6. Главный мотив русских былин:
    1. Поклонение Прекрасной Даме
    2. Крещение иноверцев
    3. Освобождение Руси и защита ее от врагов
    4. Верность своему покровителю
  7. В Древнерусском государстве писали письма на:
    1. Глиняных табличках
    2. Бересте
    3. Бумаге
    4. Пергаменте
  8. «Повесть временных лет» была создана в:
    1. начале XI в.
    2. начале XII в.
    3. конце XI в.
    4. конце XII в.
  9. Древнейшая дошедшая до нас летопись:
    1. «Русская Правда»
    2. «Слово о Законе и Благодати»
    3. «Повесть временных лет»
    4. «Александрия»
  10. Первыми литературными произведениями на Руси были:
    1. Хроники
    2. Баллады
    3. Изборники
    4. Летописи
  11. При Ярославе Мудром был возведен Софийский собор в:
    1. Чернигове
    2. Смоленске
    3. Юрьеве
    4. Киеве

Задания

1. Соотнесите понятия и определения.

1 Мозаика Г
2 Скань А
3 Зернь Д
4 Миниатюра Б
5 Фреска В

А. Орнамент или рисунок из золотой или серебряной проволоки, напаянной на металлическую поверхность
Б. Небольшой многоцветный рисунок в средневековых рукописных книгах
В. Картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке
Г. Рисунок, составленный из разноцветных натуральных камней или подкрашенных кусочков стекла
Д. Узор из множества мельчайших шариков, напаянных на поверхность изделия

2. Вставьте пропущенные слова.

Первым по времени писателем Руси считается (Иларион). Его («Слово о Законе и Благодати») было впервые произнесено в 1049 г., в честь завершения строительства оборонительных сооружений в Киеве.

3. Три характерные черты Софийского собора в Новгороде:

  • четыре средних и восемь малых куполов
  • пять куполов, сгруппированных в центре
  • тринадцать пирамидально возвышающиеся куполов
  • один купол
  • неширокие проемы окон
  • мозаика отсутствует

Вопросы в тексте параграфа

1. Как перемены в обществе, связанные со становлением и развитием государства, влияли на перемены в быте населения Руси?

Становление и развитие государства привнесло новые понятия в жизнь населения Руси. Появились и стали развиваться города, как торговые центры. Жители городов стали в меньшей степени уделять внимание традиционным земледелию и скотоводству, но начали приобретать новые знания и навыки ремесленных дел. Большое количество товаров из разных стран давали возможность сравнивать, учиться и перенимать технологии. Развитие ремесленничества обогатило быт горожан новыми одеждами, посудами, орудиями труда, произведениями искусства и ювелирными изделиями. Также в городах редко можно было встретить полуземлянки. В основном жилище горожанина - это дом, иногда двухэтажный. В остальном быт горожан не сильно отличался от быта жителей деревень.

2. Что вы знаете о повседневной жизни людей в Западной Европе в Средние века?

Жизнь для обычного человека того времени вращалась вокруг аграрного и церковного календарей. Много времени уходило на то, чтобы вырастить как можно больше урожая, и обеспечить себя пропитанием на следующий год. Церковные празднества отмечали дни начала посева и жатвы, а также дни, когда крестьянин и его лорд могли отдохнуть от своих трудов. Ярмарки с трубадурами и акробатами проходили на улицах, торговля различными товарами, велась на городских площадях, в азартные игры играли в местных тавернах - так проводили свой досуг средневековые крестьяне. Средневековые свадьбы праздновались всем городом.

3. Какой языческий праздник широко отмечают в России и в наши дни?

На Руси с принятием Христианства остались и древние языческие традиции. К примеру, по сей день в России принято колядовать и гадать на Рождество зимой, а летом праздновать день Ивана Купала. Но самым известным языческим праздником является Масленица – по древней традиции люди провожают зиму и встречают весеннее солнце, сжигая чучело зимы. Блины на Масленицу – тоже языческая традиция, символизирующая весеннее солнце.

Владимир, Ярослав, Святослав, Мстислав, Всеволод. Каково, по вашему мнению, значение этих имён?

  • Владимир - великий в своей власти
  • Ярослав - обладающий ярой (мощной) славой
  • Святослав - священная слава
  • Мстислав - от «месть» и «слава», собственно «мсти за славу»
  • Всеволод - властелин народа, всем владеющий

Вопросы к тексту параграфа

1. Какие категории свободного и зависимого населения существовали в Древнерусском государстве?

В Древней Руси существовали различные сословия: высшее и низшее. К высшему сословию относились князья, бояре, родоплеменная знать и духовенство. К низшему – свободные общинники, купцы и ремесленники, зависимое население (закупы, рядовичи, холопы, смерды).

2. Как складывалась повседневная жизнь земледельческого населения на Руси?

В сельских поселениях люди боролись за существование: распахивали новые земли, разводили скот, ловили рыбу, охотились, оборонялись от разбойников, а на юге ещё и от кочевников. Поскольку содержание хозяйства требовало больших усилий, на Руси семьи были большими. Больше людей в семье – больше рабочих рук. Все члены семьи вместе обрабатывали землю. Глава семьи распоряжался имуществом и судьбой каждого из её членов. Детей рано приучали к труду. Мальчика лет с семи брали в поле, учили какому-нибудь ремеслу. Девочки присматривали за младшими братьями и сёстрами, помогали по хозяйству, учились прясть, ткать полотно, шить одежду. А долгими зимними вечерами женщины пряли, мужчины делали или чинили домашнюю утварь, вспоминали минувшие дни, слушали сказителей, рассказывавших былины.

3. Чем были заняты жители древнерусских городов?

Города были центрами культуры. В них существовали школы, иконописные мастерские, где местные художники учились у греков писать иконы. Быт простых горожан мало отличался от крестьянского. Помимо ремесла, в городах занимались земледелием, огородничеством, скотоводством. Популярны были общинные пиры - братчины. А в праздничные дни на торговых и городских площадях горожане наслаждались выступлениями скоморохов и гусляров. Также они участвовали в развлечениях, скачках, игрищах и пирах, устраиваемых князьями для простого люда.

4. Составьте короткий рассказ на тему «Один день из жизни земледельца/ремесленника» (на выбор).

Я живу в небольшой деревушке под Черниговом. Я глава семьи, поскольку я самый старший мужчина в роду. Сегодня жаркий летний день, и мы начали работу с первыми петухами. Всех сыновей, братьев и зятьёв я возьму с собой на сенокос. Мои внуки тоже будут помогать взрослым. Нужно запасти достаточно сена для скота на зиму. А жена с незамужними дочерьми, снохами и внучками будут работать в доме и во дворе по хозяйству. Им нужно будет накормить мужчин, вернувшихся с сенокоса, и позаботиться о домашнем скоте. А еще им нужно будет присматривать за малышами. День будет тяжелым. Но такова наша жизнь. Завтра приедет княжеский даньщик за данью. Её мы уже собрали. Конечно, не хочется отдавать князю то, что дается таким большим трудом, но мы должны платить дань, поскольку князю нужно содержать дружину для защиты наших земель и вершить справедливый суд. Вечером, после сенокоса, мы всей семьей соберемся за столом.

5. Что было общего и в чём заключалось различие в образе жизни знатных и простых людей?

Общими в жизни знатных и простых людей были традиции и уклад семьи. Различия были в основном в одежде, быте и развлечениях.

Изучаем документ

ГДЗ Учебник История России Арсентьев 1 часть 6 класс - - §11 Повседневная жизнь населения - 1

1. Как вы думаете, с какой целью устраивались пиры?

Подобные пиры устраивались для того, чтобы показать, что верховная власть близка к народу.

2. Объясните смысл последней фразы из документа.

Она означает, что во время пиров представители сословий пировали вместе, а различия между ними должны были стираться. Однако мы можем видеть в различных экранизациях русский сказок, что это не совсем так. Столы для представителей разных сословий были раздельными. Бояре далеко не всегда привечали за своими столами «мужиков-деревенщин». Но все-равно, совместные пиры были хорошей традицией, которая помогала сближению людей разного общественного положения.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Покажите на конкретных примерах, как ремёсла, распространённые на Руси, были связаны с повседневным бытом её населения.

Ремесленничество в первую очередь должно обеспечивать повседневную жизнь людей. Так, для обработки земли земледельцу нужны были плуг и борона – кузнец ковал зубья для бороны и металлический лемех для плуга. Для нужд обороны кузнецы ковали мечи, наконечники копий и стрел, кольчуги, стремена, подковы и т.д. Гончары делали керамическую посуду для нужд всех слоев населения. Ткачи и портные делали ткань и шили одежду. Для богатых людей удовлетворение повседневных потребностей включало еще и использование предметов роскоши. Изготовлением украшений и изделий из драгоценных металлов и камней занимались ювелиры.

2. Как климатические условия повлияли на особенности одежды жителей Руси? Выясните, какую летнюю и зимнюю одежду носили в древности народы, населявшие местность, где вы живёте.

Климатические условия сильно влияли на особенности одежды жителей Руси. Холодные, снежные зимы заставляли людей использовать теплую зимнюю одежду – шубы-кожухи, шапки из меха или войлока, теплые платки, шерстяные юбки, онучи и лапти, валенки. Летом одежда была проще и свободнее, чтобы можно было эффективно работать.

3. Узнайте, какими растительными продуктами питались в древности жители вашей местности. Используются ли эти продукты в наше время? Какие блюда из них готовят?

В пищу употреблялись и такие овощи как лук, чеснок, морковь, редька, огурцы, мак. Особенно любима была репа, капуста, тыква. Выращивали и злаковые культуры: просо, пшеницу, рожь, ячмень, гречиху, овес. Выращивались и плодовые деревья: яблоня, вишня и слива. Сегодня мы также используем в блюдах лук, чеснок, морковь, огурцы, капусту, тыкву. А вот популярные в Древней Руси редька и репа используются в нашем регионе редко. Их заменил иноземный корнеплод – картофель.

4. С помощью Интернета соберите информацию на тему «Праздники и развлечения знати в западноевропейских странах и на Руси в Средние века».

В эпоху Средневековья в Европе любое событие могло стать поводом для праздника: победа в битве, свадьба, визиты местных сеньоров к знати. Всего насчитывалось до 50 праздничных дней в году, не считая воскресений. В основном это были религиозные праздники. В праздничные дни прерывалась работа, люди ходили на торжественную службу в церковь, участвовали в процессиях, посвященных святым, и развлекались. На праздники в город или в деревню приезжали актеры, сказители, жонглеры и акробаты. Театральные представления вели свое происхождение от литургической драмы, которая разыгрывалась во время богослужения, и носили религиозный характер. В начале XIII в. появились бродячие театральные труппы. В каждом церковном приходе день своего святого покровителя отмечали ярмаркой. Во время нее проходили конные бега, игры в мяч и состязания в других видах спорта. Стрельба из лука, борьба, фехтование на палках и другие игры считались допустимыми, а вот азартные игры были запрещены церковью. Игральные же карты попали в Европу из Персии только в XIV в.

На Руси Праздники на Руси были принято устраивать торжественные пиры по поводу торжеств или военных побед. Также проводились и церковные празднования с крестным ходом и торжественными службами в храмах.

После крещения Руси искоренялось язычество. Но язычество уходило постепенно, с болью и кровью. Понемногу иссякали родники славянской древней веры, но не могли исчезнуть бесследно. Поэтому и переплелись языческие празднования с христианскими. Стали приспосабливаться и присоединяться друг к другу. Потому-то так тонка грань между двумя религиями, что стали некоторым единым целым, научились сосуществовать и нашли общие мотивы и точки соприкосновения. Поэтому особое место на Руси занимали традиционные обряды и праздники, многие из которых берут свое начало в язычестве. Некоторые из них сохранились и сегодня. Например, Масленица или колядование на Рождество, гадание на Святки, празднование дня Ивана Купала (постепенно этот праздник был объединен с празднованием рождения Иоанна Крестителя). Во время праздников люди устраивали хороводы, и пели в шумных застольях, и танцевали вблизи костра.

Повторяем и делаем выводы

1. Каковы причины складывания государства на Руси?

Предпосылки создания Древнерусского государства складывались у восточных славян несколько столетий. Считается, что в основе создания государства лежит внутренняя потребность в объединении и необходимость защиты от общих врагов.

  1. Важную роль в жизни восточных славян стала играть торговля (путь «из варягов в греки» и «волжско-балтийский» торговый тракт). Единая власть могла обеспечить безопасность торговли.
  2. Возникают торговые поселения, которые потом превращаются в города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Смоленск и Полоцк – у кривичей, Любеч – у радимичей, Новгород – у ильменских словен.
  3. В городах собирались люди из разных племен, поэтому в городе нельзя было жить по племенным традициям. Князья устанавливали единые правила и поддерживали порядок.
  4. Постепенно возникали территориальные княжения, где признавалась власть одного князя.
  5. Возникла необходимость в появлении органа власти, способного регулировать отношения между людьми и защищать торговые интересы и территорию славян от врагов. К князьям обращались как к высшему авторитету для разрешения важнейших проблем и споров, которые не могли уладить на уровне общины.

2. Какое влияние оказывали географические и климатические условия на развитие Руси?

Русь была одним из самых крупных европейских государств. Её географическое положение определяло широкие политические и торговые контакты со многими странами Востока и Запада. Особое географическое положение также позволяло русским князьям контролировать два важных торговых пути – «из варяг в греки» и волжский торговый путь, которые соединяли северные страны с южными, а западные с восточными. Русь не только контролировала транзит товаров, но и самостоятельно вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, странами Западной Европой, народами Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока.

Благодаря климатическим условиям Русь владела плодородными землями и богатыми природными ресурсами. В лесах много дичи, в реках и озерах – рыбы, по всей русской земле занимались скотоводством, на северных землях добывали пушнину, на южных и западных занимались бортничеством. На Руси также широко были развиты ремесленные виды деятельности. Именно поэтому Русь обладала большими ресурсами не только для собственного потребления, но и для ведения внешней торговли.

Таким образом географические и климатические условия оказали существенное влияние на развитие Руси, сделав государство богатым и сильным.

3. Назовите наиболее значительных правителей Древней Руси.

На мой взгляд многие правители Древней Руси оказали большое влияние на становление и развитие государства, но я хотел бы выделить только некоторых из них.

  • Княгиня Ольга - установила понятные «правила игры» и упростила так называемую налоговую систему, тем самым создала систему, объединяющую различные земли Руси.
  • Князь Святослав – великий воин, образец мужества и патриотизма. Хотя он мало что сделал для внутри страны, но показал, насколько сильна может быть Русь на международной арене. На мой взгляд его главным делом на благо Руси стало избавление молодого государства от хазарской зависимости.
  • Князь Владимир Красно Солнышко - привел Русь в христианский мир, что, несомненно, послужило катализатором развития культуры, литературы, архитектуры и искусства. Это стало возможным не только благодаря единой религии, но и за счет обеспечения безопасности земель русских.
  • Князь Ярослав Мудрый – обеспечил расцвет Древнерусского государства. Ярославу удалось укрепить княжескую власть, повысить международный авторитет Руси и окончательно избавить Русь от набегов печенегов. При Ярославе также был создан единый свод законов, развивалась торговля и ремесла, широко распространялось просвещение.
  • Владимир Мономах - приостановил распад Древнерусского государства. Владимир Мономах завоевал доверие и любовь всех сословий на Руси. Он создал новый свод законов, защищающий не только князя и его дружину, но и самый бедный класс населения. Имея поддержку народа, Владимир заставил подчиниться себе почти всех русских князей. Владимир вел успешные и быстрые завоевательные походы, зная, когда необходимо заключить мир, а когда воевать. Княжение Владимира Мономаха стало временем относительного единства Древнерусского государства.

4. В чём сходство и различие в развитии Руси и стран Западной Европы в VIII - начале XII в.?

Различия: Считается, что главным различием Европы и Руси был уровень развития технологий, культуры, образования. Основной причиной на мой взгляд является то, что европейская цивилизация старше древнерусской как минимум на 500 лет – христианство стало государственной религией в Риме с IV века, что обусловило более раннее развитие европейской культуры. В Европе внедрялось больше технологий и было больше ученых. Научная мысль в Европе развивались быстрее, чем на Руси.

Сходства: Европа и Русь были тесно связаны друг с другом, и многие технологии и обычаи они заимствовали друг у друга, народы Европы и Руси исповедовали христианство и это сыграло большую роль на их общее развитие. Русь очень быстро повторило европейский путь развития, обогатив его собственными самобытными культурными особенностями. В IX-XII веках Русь стала значимой частью единого европейского политического и экономического пространства. Во-первых, Древнерусского государство было одним из самых больших государственных образований на территории Европы. Во-вторых, культурное развитие, религиозное и общественное устройство уже были схожи с другими европейскими странами за счет принятия христианства. В-третьих, европейские страны принимали Русь за равноправного партнера – в противном случае не были бы так распространены междинастические браки и не было бы активной торговли. Кроме того, Русь держала контроль над двумя значимыми торговыми путями. В-четвертых, Русь была сильным партнером в военно-политической сфере – русские дружины оказывали военную поддержку тем или иным странам в различных военных конфликтах.

5. Каково было положение и влияние Древнерусского государства в современном ему мире?

  • Отношения с Западом. Русь была одним из самых крупных европейских государств. Её географическое положение определяло широкие контакты со многими странами Востока и Запада. Со всеми крупными европейскими странами Русь имела прочные политические и торговые связи. Многочисленные междинастические браки укрепляли связи Руси со странами Европы и Византией. Русь занимала значимое место в системе европейских государств.
  • Отношения с Востоком. Существенное влияние на отношения Руси с Востоком оказало принятие ислама в Волжской Булгарии. Борьба с набегами кочевников – первостепенная задача внешней политики всех русских князей. Однако на Руси с кочевниками не только воевали – существовали торговые и политические связи, а также междинстические браки.
  • Торговля. Русь играла ключевую роль в европейской торговле IX-XI веков из-за влияния на два важных торговых пути: «из варяг в греки» и волжский торговый путь. Таким образом Русь была на перекрестке торговли Запада с Востоком и Севера с Югом.
  • Вывод. Русь рассматривалась другими странами как равноправный партнер и в политике, и в торговле, и в культуре. Древнерусское государство было во многом схожим по своему устройству с другими европейскими государствами.

Возможные вопросы на уроке

1. Что означают понятия «быт» и «нравы»?

Быт - жизненный уклад, повседневная жизнь людей. Нравы - устоявшиеся в данном сообществе формы поведения, обычаи, имеющие нравственное значение для той или иной социальной группы.

2. Какие факторы влияли на самобытность русского народа?

Природно-климатический фактор. Нестабильная урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий, относительно низкий объем совокупного объекта породили:

  • чрезвычайную устойчивость в стране общинных институтов, которые являются определенным гарантом выживаемости основной массы населения;
  • жесткие рычаги государственного механизма;

Климатический фактор сформировал такие особенности национального характера русских: способность к крайнему напряжению сил в короткий промежуток времени (сельскохозяйственные циклы – посевная, уборка урожая), чувство коллективизма и доброты.

Геополитический фактор. Среди геополитических условий, повлиявших на русскую историю необходимо выделить две группы факторов:

  • Обширность, слабая заселенность территории, при колонизации не нужно было отвоевывать себе земли в борьбе с коренными народами. Как следствие сформировались такие черты русского народа, как национальная терпимость, отсутствие национализма и т.п.;
  • Естественная открытость границ, как следствие - постоянная угроза военных вторжений. Под воздействием этих факторов возрастает роль государства и появляется необходимость в содержании большого войска, но возникает еще одна проблема. Прокормить такое войско неразвитое в экономическом отношении государство могло лишь за счет жесткой земельной политики и прикрепления крестьян к земле;
  • Сеть рек сплачивала страну и политически, и экономически;
  • Огромные лесные массивы. Лес оказывает русскому человеку множество хозяйственных услуг. Он снабжал строительными материалами, топливом, материалом для изготовления домашней обстановки, посуды, а липовая кора – для плетения традиционной русской обуви – липовых лаптей. Лес был основой двух наиболее важных для русского человека промыслов - охоты и лесного пчеловодства;
  • Через территорию России проходил знаменитый путь «из варяг в греки» и значительная часть Великого шелкового пути из Китая в Европу - «волжский путь». Это обстоятельство создавало объективную заинтересованность многих стран и народов в поддержании политической стабильности в этих регионах и помощи становлению русской торговли.

Геополитический фактор и, прежде всего, обширность территории, сформировали такие черты характера русского человека, как, с одной стороны, удаль, предприимчивость, умение в критический момент напрячь все силы, а с другой – медлительность и ленность. Так что старая поговорка о том, что русские долго запрягают, зато быстро едут, очень точно описывает особенности русского характера.

3. Сводная таблица «Сравнение жизни земледельцев, горожан, князей и бояр на Руси»

Параметр для сравнения Земледельцы Горожане Князья и бояре
Основные занятия Земледелие, скотоводство, бортничество, охота

и рыбная ловля.

Натуральное хозяйство - обеспечение семьи предметами первой необходимости: прядение, ткачество, изготовление обуви, домашней утвари и т. д.

Ремесло и торговля.

Огородничество, скотоводство, земледелие (в меньших масштабах, чем

в деревне)

Владели вотчинами.

Служили наместниками в городах и волостях. Поддерживали порядок, выполняли судебные функции

Жилище На юге крестьяне жили в полуземлянках, на севере - в деревянных домах-избах Полуземлянки почти не встречались. Часто это были двухэтажные дома, состоящие из нескольких комнат Большие деревянные (иногда каменные) хоромы. Под усадьбы отводились и большие площади земли, строились хозяйственные постройки, срубы для слуг, ремесленников
Одежда Главный элемент мужской одежды - рубаха и порты.

Женщины носили длинные рубахи, на которые одевали «верхнюю одежду» (согласно статусу женщины). Обязателен головной убор

Верхняя одежда – зипуны Верхняя одежда - епанчи (широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми и серебряными пряжками)
Одежда из простой домотканой ткани, украшенная вышивкой.

Поверх рубахи женщины надевали поневы (домотканые юбки).

Лапти.

Простые шубы - кожухи

Одежда как из домотканого полотна, так и из дорогих тканей (в зависимости от материального положения владельца костюма).

Сапоги из простой кожи и поршни (туфли)

Одежда из тонкого полотна, шелка

и парчи, расшитая золотыми нитями, украшенная драгоценными камнями.

Сапоги из сафьяна, нередко украшенные инкрустацией.

Шубы из дорогих мехов

Семья Большая семья. Члены семьи вели общее хозяйство.

Глава семьи - самый старший из мужчин, распоряжался имуществом и судьбой каждого из ее членов, следил за нравственностью своих родных.

Старшая женщина в семье распоряжалась всеми делами по дому

Глава семьи представлял всех членов семьи на сельском сходе Глава семьи представлял всех членов семьи на народном собрании (вече) Дом был разделен на женскую и мужскую половины. Мужская запиралась на ключ главой семьи. Женская половина состояла из светелок, теремов и сада для прогулок
Воспитание Мальчиков с 7 лет приучали к труду в поле, обучали ремеслу. Девочек с ранних лет приобщали к ведению домашнего хозяйства Мальчиков обучали грамоте, ремеслу и военному делу. Девочек учили вести домашнее хозяйство Мальчиков в три года сажали на коня, обучали грамоте и военному делу. Девочек обучали грамоте, учили вести домашнее хозяйство
Развлечения Посиделки зимой - за домашней работой рассказывали сказки, исполняли песни.

Народные гулянья - пели, водили хороводы, играли в жмурки

Общинные пиры -братчины.

Выступления скоморохов и гусляров в праздничные дни на торговых и городских площадях.

Скачки, турниры, различные игрища, устраиваемые князьями для простого люда

Соколиная, ястребиная, псовая охота.

Пиры

Домашнее задание

1. Написать рассказ об одном дне жизни князя, ремесленника, крестьянина

Я живу в небольшой деревушке под Черниговом. Я глава семьи, поскольку я самый старший мужчина в роду. Сегодня жаркий летний день, и мы начали работу с первыми петухами. Всех сыновей, братьев и зятьёв я возьму с собой на сенокос. Мои внуки тоже будут помогать взрослым. Нужно запасти достаточно сена для скота на зиму. А жена с незамужними дочерьми, снохами и внучками будут работать в доме и во дворе по хозяйству. Им нужно будет накормить мужчин, вернувшихся с сенокоса, и позаботиться о домашнем скоте. А еще им нужно будет присматривать за малышами. День будет тяжелым. Но такова наша жизнь. Завтра приедет княжеский даньщик за данью. Её мы уже собрали. Конечно, не хочется отдавать князю то, что дается таким большим трудом, но мы должны платить дань, поскольку князю нужно содержать дружину для защиты наших земель и вершить справедливый суд. Вечером, после сенокоса, мы всей семьей соберемся за столом. У нас в семье так принято – после трудового дня ужинать вместе. Есть возможность обсудить вопросы, распределить дела - это наше семейное вече. После ужина я буду учить малышей плести корзины из ивовых прутьев, мой брат расскажет детям сказание о том, как он ходил в военный поход в составе княжеской дружины, а жена возьмется за пряжу. С заходом солнца все лягут спать по палатям. Завтра будет новый день, полный труда и забот. Всем нужно будет отдохнуть.



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: