§9 Общественный строй и церковная организация на Руси - cтраницы 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77
Задания
1. Впишите имена князей.
В 1054 г. умер великий князь (Ярослав Мудрый). Он наказал сыновьям: «Вот я отхожу от этого света, дети мои, любите друг друга, потому что вы дети одного отца и одной матери. Если будете жить в любви друг с другом, то Бог будет среди вас, покорит вам всех врагов, и будете жить мирно, если же станете ненавидеть друг друга, жить в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которую они достали себе трудом великим. Но живите мирно, слушаясь брат брата. Вместо себя поручаю Киев старшему сыну своему и брату вашему (Изяславу). Слушайте его, как меня слушались, он будет вам вместо меня, а (Святославу) даю Чернигов, (Всеволоду) Переяславль…»
2. Подберите эпитеты, характеризующие князей-соперников.
Святополк Изяславович - нелюбимый, недальновидный, сребролюбив и скуп, к войне не охотник.
Владимир Мономах – мудрый, дальновидный, справедливый, жесткий, опора земель русских
Олег Святославич – обделенный, изгой, беспокойный нрав, приносящий междоусобья
3. Соотнесите даты и события.
1 | 1068 г. | Б |
2 | 1078 г. | Д |
3 | 1097 г. | Е |
4 | 1111г. | В |
5 | 1113 г. | А |
6 | 1125 г. | Г |
А. Начало правления Владимира Мономаха
Б. Первый крупный набег половцев на Русь
В. Разгром русской ратью половцев
Г. Начало правления Мстислава Владимировича
Д. Начало правления в Киеве Всеволода Ярославича
Е. Любечский съезд князей
4. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.
В это время пошли половцы на Русскую землю. На этот раз Святополк послал к Владимиру за помощью, и тот немедленно собрал войско. Когда он пришел в Киев и соединился со Святополком, то между князьями начались распри. И сказали князьям мужи разумные: «Зачем вы распри имеете между собой, а враги губят землю Русскую, после все уладите, а теперь идите против врагов или с миром, или с войной».
- Какую, с точки зрения автора, ошибку допустили русские князья?
С точки зрения автора распри между князьями не позволяли вести успешные действия по защите Руси от внешних врагов.
Тестовый контроль
- Имя отца Владимира Мономаха:
- Ярослав
- Всеволод
- Святослав
- Изяслав
- В 1093 г. великим князем стал:
- Владимир Мономах
- Изяслав Ярославич
- Святополк Изяславович
- Всеволод Ярославич
- До вокняжения на киевском престоле Владимир Мономах правил в:
- Новгороде
- Переяславле
- Чернигове
- Смоленске
- «Устав Владимира Мономаха»:
- облегчал положение различного рода должников
- улучшал положение крестьян
- расширял права ростовщиков
- превращал свободных людей в рабов
- Съезд князей в Любече был созван в:
- 1079 г.
- 1097 г.
- 1093 г.
- 1079 г.
- Главная задача Любечского съезда:
- разгром печенегов
- прекращение усобиц
- объединение русских земель
- избрание великого князя
- Князь Владимир Мономах был внуком:
- византийского императора Василия II
- норвежского короля Харольда
- византийского императора Константина
- французского короля Генриха I
- Киевским князем Владимир Мономах стал в возрасте:
- 63 лет
- 36 лет
- 60лет
- 6 лет
Вопросы в тексте параграфа
1. В чём состояли особенности устройства общества в Древней Руси? Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?
В Древней Руси существовали различные сословия: высшее и низшее. К высшему сословию относились князья, бояре, родоплеменная знать и духовенство. К низшему – свободные общинники, купцы и ремесленники, зависимое население (закупы, рядовичи, холопы, смерды). Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как «государственный феодализм». Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов. Княжеские дружинники за верную службу получали земли в управление. Они собирали в них дань от имени князя, часть собранных средств оставляя себе. Родоплеменная знать - это разбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан.
Закупы - это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи - это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды - это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.
Несмотря на появление знати и зависимых людей, в Древнерусском государстве основная часть населения состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.
2. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?
Формированию древнерусской народности способствовало:
- подчинение власти киевского князя;
- участие племен в общегосударственных делах;
- совместные военные походы;
- сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;
- принятие христианства, вера в единого Бога;
- отождествление себя с русским народом.
3. Из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века?
В каждой европейской стране жители делились на три сословия: духовенство, рыцарство (феодальная аристократия и рыцари-дворяне), третье сословие (горожане и крестьяне).
4. Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века? Какова была организация Католической церкви?
Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после распада Римской империи, только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Западной Европы. Церковь была не только главенствующим политическим институтом, но и имела доминирующее влияние непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных знаний об окружающем мире, церковь предлагала людям стройную систему знаний о мире, его устройстве, действующих в нем силах. Эта картина мира целиком определяла менталитет верующих селян и горожан и основывалась на образах и толкованиях Библии. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.
По своему устройству католическая церковь напоминала «феодальную лестницу». Низшим звеном были священники приходов. Приход объединял жителей деревни или части города, которые молились в одном храме. Приходские священники избирали епископа епархии (области). Епископы нескольких епархий часто находились под главенством архиепископа. Епископы и архиепископы подчинялись римскому папе.
5. Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?
Огромную роль в жизни общества того времени играло монашество: монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, отказа от имущества. Однако уже в VI веке монастыри превратились в сильные, нередко - очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры.
Вокруг монастырей часто возникали поселения, проводились ярмарки, в том числе продукции, производимой непосредственно монахами, так что нельзя отрицать и градообразующую и торгово-ремесленную роль монастырей. Монастыри всегда были сокровищницей знаний, местом где хранили и изучали не только церковные традиции, но и культурные. В монастырях учили грамоте и переводили книги. Зачастую монастыри выполняли и оборонительную функцию.
Вопросы к параграфу
1. Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?
Ярослав Мудрый разделил между сыновьями Русскую землю: Изяславу - Киев и Новгород, Святославу - Чернигов и Муроме-Рязанскую землю, Всеволоду - Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Остальные сыновья получили меньшие наделы. Сложился очередной порядок престолонаследия: киевский престол занимал старший в роде, следующий по значению черниговский - второй брат. Смерть любого из князей влекла за собой переход всех нижестоящих на одну ступень вверх. Если князь умирал, не успев занять киевский престол, его дети теряли право на продвижение вверх по лестнице старшинства. Князья управляли землями с помощью своих дружин (старшей дружины – бояре, младшей дружины – администрация). При этом значительным влиянием еще пользовались народные вече в городах. Народный сход - вече решал вопросы войны и мира, судьбы княжеского стола и княжеской администрации. Вече ставило и снимало князей, принимало любые другие важные решения.
2. Используя компьютер, составьте и заполните таблицу в тетради «Категории населения Руси и их характеристика».
Свободное население | Зависимое население |
1. Великий князь 2. Удельные князья 3. Дружина (бояре, как старшая дружина, и младшая дружина – администрация) 4. Родоплеменная знать 5. Духовенство 6. Свободные общинники 7. Свободные горожане – купцы и ремесленники |
1. Закупы 2. Рядовичи 3. Холопы (челядь) 4. Смерды |
Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как «государственный феодализм». Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов. Княжеские дружинники за верную службу получали земли в управление. Они собирали в них дань от имени князя, часть собранных средств оставляя себе. Родоплеменная знать - это разбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан.
Закупы - это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи - это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды - это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.
Несмотря на появление знати и зависимых людей, в Древнерусском государстве основная часть населения состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.
3. Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю? При ответе используйте термины «переход земли в частные руки», «княжеские владения», «вотчина».
Традиционно земля считалась совместной собственностью общины. Однако за пользование землей общинники должны были платить дань государству. Таким образом государство постепенно утверждало своё право собственности на землю. Со временем стали появляться и личные земельные владения. Князья объявляли своей собственностью свободные земли, «сажали» на них пленных и превращали их в своих работников. Так появились княжеские владения. Князья стали жаловать земельные владения своим дружинникам, передавать землю в частные руки. Стали появляться первые вотчины – земельные наделы, переходившие по наследству. Однако все-равно верховным распорядителем таких земель оставался князь, который мог отобрать вотчину за различные провинности.
4. Объясните, почему в Западной Европе Русь иногда называли «страной городов».
Прежде всего, стоит уточнить, что термин «страна городов» или Гардарики для обозначения Северо-западной Руси употребляли исключительно скандинавы - шведы, датчане, норвежцы и исландцы. В остальной Западной Европе Русь именовали по-другому - Скифия, позже Татария, Московия и т.д. А вот топоним Гардарики в качестве обозначения Руси встречается во многих скандинавских сагах. Считается, что этим словом викинги называли Русь из-за большого количества малых и больших городов в северной части страны, в районе Ладоги и Новгорода. У самих скандинавов в раннем средневековье городов было ещё очень мало. К слову, вопреки утверждениям разного рода историков, утверждающих о какой-то невообразимой древности названия, впервые в письменных источниках скандинавов термин «Гардарики» появляется довольно поздно - лишь в конце 12-го века.
6. Какую роль в жизни Руси играли монастыри?
Монастыри играли важную роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси. Монастыри Древней Руси с самого начала их основания представляли собой нечто большее, чем просто религиозные институты. Они были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры. Здесь переводились на древнерусский язык книги, создавались оригинальные литературные произведения, летописи. Известна также и миссионерская роль монахов монастырей. Они обучали и просвещали население. Также монастыри с их высокими стенами нередко имели военно-стратегическое значение, предоставляя защиту населению.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя текст учебника и Интернет, составьте тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре» (выберите один из монастырей, упомянутых в параграфе).
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь расположен на правом берегу реки Волхов в 7 км от Великого Новгорода. Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам, срубил себе небольшую келейку и много трудился: рубил дрова, возделывал нивы. Слух о подвижнике пронесся по всей округе, и люди стали стекаться к нему, чтобы послушать его наставлений. К Варлааму приходили князья и вельможи, шли и бедные люди, чтобы получить от него полезное наставление, и все получали желаемое. Не одни поучения привлекали к преподобному Варлааму посетителей. Его строгая нестяжательность и духовная опытность всем приходившим к нему - вельможным людям и простолюдинам, богатым купцам и бездомным инокам - приносила великую душевную пользу.
Долго Варлаам жил отшельником вместе со своими учениками. Так как его жизнь привлекала к нему многих желающих быть рядом с ним, то он решил устроить на Хутыни обитель. Сперва в том месте он заложил каменный храм в честь Преображения Господня. 19 августа 1192 года его освятил архиепископ Григорий в праздник Преображения Господня. Варлаам старался снабдить свой монастырь средствами к существованию и оградить его имущество от притязаний корыстных людей. Он пожертвовал обители поемный луг, рыбные ловли, село, земли, сенокосы и нивы, скот и слуг. Создавая строения обители и его хозяйство, преподобный Варлаам не забыл и внутреннего устройства монастыря - жизни иноков. Он дал обители своей устав, который, к сожалению, не сохранился до нашего времени. По уставу, Хутынский монастырь, вероятно, был общежительным. По крайней мере известно, что Варлаам предписал монастырю расходовать остатки своих средств на благотворительность. Заповедь Варлаама, данная обители, была следующая: «Странных с пути покоить, поить и кормить, приезжих на конях покоить всяким покоем и творить милостыню нищим. Если страннолюбия не забудете, то благодатью Божией обитель моя никогда не оскудеет».
Устроив Хутынскую обитель, преподобный почувствовал приближение своей кончины. В это время вернулся из Константинополя паломник Добрыня Ядрейкович, в монашестве Антоний, сверстник преподобного Варлаама. Рад был подвижник своему духовному брату и поручил ему свой монастырь. Преподобный говорил своему другу: «И ранее помышлял ты о сем святом месте. Ныне же я предаю его тебе: снабжай его всем и сохраняй, ибо я отхожу к Небесному Царю. Рад я, что вижу тебя. Господь же зовет меня отсюда».
Сегодня Варлаамо-Хутынский монастырь является женским монастырем. С 1992 года в монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. В монастыре были проведены большие работы по восстановлению. Действует мастерская по пошиву облачений и вышивке, развивается иконописание. Монастырь занимается хозяйством - приумножается скотный двор, есть много пахотной земли под засевы овощных культур.
2. Предложите название статьи для научного журнала по одной из тем данного параграфа. Обязательно используйте в названии слово «проблема».
«Проблема частной собственности на землю в Древнерусском государстве XII века»
3. Докажите, что у землевладельцев (князей, бояр) и у простых земледельцев имелись как общие, так и различные интересы.
Если земледелец работает на земле, которая принадлежит землевладельцу, это значит, что земледелец имеет зависимые отношения – либо он холоп, либо закуп, либо рядович. Понятно, что в таком положении земледелец, дабы прокормить себя, заинтересован в большей урожайности обрабатываемой земли. В этом его интерес совпадает с интересами землевладельца. С другой стороны, если земледелец в княжеской вотчине работал на господском хозяйстве, у него не было достаточного стимула работать с должным рвением. В этом различие их интересов.
Возможные вопросы на уроке
1. Чей труд использовали вотчинники-бояре для ведения своего хозяйства?
Для ведения хозяйства вотчинники-бояре использовали в основном труд зависимого населения: холопов, челяди, смердов, закупов, рядовичей.
2. Каким образом общинники теряли свободу?
Потерять свободу общинник мог, либо став пленником военного похода, либо пойдя в долговую кабалу за ссуду, либо заключив договор и согласившись работать у господина на определенных условиях.
3. Кто такие рядовичи?
Люди, заключившие договор и согласившиеся работать у господина на определенных условиях.
4. Кто такие закупы?
Разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду, которую они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами.
5. Передавалось ли их зависимое положение детям по наследству?
Если речь идет о холопах и челяди, то дети, рожденные в холопстве, так же были холопами. Русская Правда «плод от челяди» наравне с приплодом от скота причисляет к составу движимого имущества наследодателя: это был естественный прирост господской челяди.
6. Что объединяло рядовичей и закупов?
Они не были в полной мере рабами, поскольку имели возможность освободиться. Закуп был не только экономически, но и юридически зависим от феодала, так как до возвращения долга был лишен возможности свободного передвижения. Хозяин имел право подвергать его телесным наказаниям, а попытка бегства превращала его в обельного (полного) холопа, хотя по мере возврата долга «закуп» мог вернуть себе свободу. При этом хозяйство закупа не являлось собственностью господина. Рядович же по сути являлся наемным работником у феодала.
7. Кто такие холопы?
Это были люди, право владения которыми у господ не было ничем ограничено (фактически они были рабами в русском феодальном обществе). Холопы не имели своей собственности и в любой момент могли быть проданы или отданы любому лицу. За действия холопа нес ответственность господин. Вместе с тем, в отличие от рабов античных, холопы могли быть «посажены» на землю в качестве крепостных, также холопы на Руси были защищены законом (например, господин наказывался за убийство раба, раба можно было использовать в качестве свидетеля в суде).
8. Как общинники переходили в разряд холопов?
Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или за преступление, через женитьбу или замужество на холопе или холопке.
9. Работая с п.6 параграфа 9 учебника, заполните сравнительную таблицу «Духовные ценности Древней Руси»
Язычество | Христианство |
1. Процветал культ силы. 2. Отдельный человек не имел значения вне коллектива. 3. Отношения как с богами, так и с людьми строились по принципу «ты - мне, я - тебе» |
1. Главная ценность - любовь к Богу и ближнему. 2. Благочестие - регулярное посещение церкви, уважение к духовенству, родителям и больным. Авторитет старшего, незыблемость семьи и рода, неприятие новшеств. 3. Идеалы жертвенной любви во Христе и отрешения от мирских радостей ради духовной жизни |
10. Каковы основные духовные ценности Древней Руси? Какие из них вам представляются справедливыми? С чем вы не согласны?
- Главная ценность - любовь к Богу и ближнему.
- Благочестие - регулярное посещение церкви, уважение к духовенству, родителям и больным. Авторитет старшего, незыблемость семьи и рода, неприятие новшеств.
- Идеалы жертвенной любви во Христе и отрешения от мирских радостей ради духовной жизни.
Я считаю большинство духовных ценностей христианства справедливыми. Особенно те, которые основаны на здравом смысле, любви к ближнему, уважении старших, милосердии, поскольку они – основа общечеловеческой нравственности. Однако я могу одобрять фанатичное, чрезмерное преклонение перед церковью, как религиозном институтом, и не согласен с абсолютным отрешением от мирских радостей.
Запоминаем новые слова
Бояре - высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.
Вотчина - крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования.
Духовенство - служители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.
Епископ - глава крупной церковной области - части митрополии.
Закупы - люди, получившие купу - заём и обязанные за это работать на господина, предоставившего купу.
Люди - простые свободные жители Руси.
Митрополит - глава крупного церковного округа. Монастырь - община монахов, живущих по единым церковным правилам.
Общество - люди, объединённые общей жизнью и деятельностью в одном государстве.
Резиденция - место постоянного пребывания должностного лица.
Рядовичи - люди, заключившие ряд (договор) на выполнение определённой работы.
Смерды - свободные крестьяне в Древней Руси.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: