§12 Политическая раздробленность на Руси - cтраницы 61, 62, 63, 64
1. Прочитайте пункты 1 и 2 § 12. Найдите в тексте три-четыре факта, подтверждающие, что в XII в. на Руси наступил период политической раздробленности.
На месте крупных государств возникли десятки княжеств, герцогств, городов-государств, графств. Они лишь формально находились под верховной властью императора или короля.
На месте крупных государств возникли десятки княжеств, герцогств, городов-государств, графств. Они лишь формально находились под верховной властью императора или короля.
2. Заполните таблицу. Используйте пункты 1 и 2 § 12.
Причины раздробленности Руси
В таблице желтым цветом обозначьте причины раздробленности, общие для Руси и Западной Европы; зеленым – те, что были характерны только для Руси.
Причины раздробленности Руси
В таблице желтым цветом обозначьте причины раздробленности, общие для Руси и Западной Европы; зеленым – те, что были характерны только для Руси.
3. Используя пункты 5 и 9 § 12, перечислите негативные (отрицательные) последствия раздробленности.
Княжеские усобицы во многом подорвали обороноспособность Руси. Появились новые города, которые больше не желали подчиняться Киеву.
Княжеские усобицы во многом подорвали обороноспособность Руси. Появились новые города, которые больше не желали подчиняться Киеву.
4. С соседом по парте заполните таблицу. При заполнении второй колонки используйте пункт 6 § 12 и карту на с. 105.
5. Опираясь на текст § 12 (пункты 7, 8, 9), докажите, что период раздробленности не стал временем упадка Руси. Оформите ответ в виде тезисов.
В период раздробленности продолжала развиваться торговля как соединенными княжествами, так и с дальними соседями в Европе, на Кавказе, на Востоке. Так, Галицкие купцы везли соль в Киев и Чернигов. Суздальские отправляли хлеб в Новгород.
В период раздробленности продолжала развиваться торговля как соединенными княжествами, так и с дальними соседями в Европе, на Кавказе, на Востоке. Так, Галицкие купцы везли соль в Киев и Чернигов. Суздальские отправляли хлеб в Новгород.
6. В чем заключалась идея единства Руси?
7. Работа с контурной картой.
Рассмотрите карту «Русь в XII – XIII вв.» в учебнике (с. 105) и атласе. Самостоятельно сформулируйте два – три задания к контурной карте (с. 64 рабочей тетради) и запишите их. Выполните задания на карте.
1. Раскрасьте карту так же, как и в учебнике.
2. Подпишите названия морей, которые окружают Древнерусское государство.
Рассмотрите карту «Русь в XII – XIII вв.» в учебнике (с. 105) и атласе. Самостоятельно сформулируйте два – три задания к контурной карте (с. 64 рабочей тетради) и запишите их. Выполните задания на карте.
1. Раскрасьте карту так же, как и в учебнике.
2. Подпишите названия морей, которые окружают Древнерусское государство.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: