Биосфера - cтраницы 94, 95, 96, 97, 98, 99
Разнообразие и распространение организмов на Земле.
1. Составьте схему "Разнообразие организмов на Земле".
2. Пользуясь отсунком 93 в учебнике, пеерчислите природные зоны России.
Арктческие пустыни, тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи.
В каком направлении природные зоны сменяют друг друга? Почему?
С севера на юг с изменением климатических условий.
Природные зоны Земли.
1. Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу.
Природная зона | Особенности климата | Растителньость | Животный мир |
Влажные экваториальные леса | жарко и влажно | иногообразие | многообразие |
Саванны | жарко и мало осадков | травы и кустраники | крупные растительноядные и хищники |
Пустыни тропичсекого и умеренного поясов | жарко и сухо | растения, приспособившиеся к засухе | насекомые и мелкие грызуны |
Степи | тепло и мало осадков | травы | мелкие грызуны |
Природная зона своей местности |
По таблице сформулируйте и запишите выводы.
Разнообразие растений и животных обусловлено их способностью подстраиваться под условия окружающей среды. Биосфера природных зон сильно зависит от климата.
2. Приведите примеры приспособленности организмов к условиям жизни в одной из природных зон.
Засуха: растения запасают влагу в сезон дождей, листья видоизменены, чтобы уменьшить испарение влаги.
Холода: животные защищаются толстым слоем меха и жира.
Организмы в Мировом океане.
1. Докажите, что условия для существования организмов в океане благоприятнее, чем на суше.
Нет резких колебаний температур, много пищи.
2. Распределите морских животных, изображенных на рисунке 32, на группы по их местообитанию. Организмов какой группы нет на рисунке 32?
Планктон.
Группа морских организмов | Животное |
Свободноплавающие организмы | все остальные |
Обитатели дна | раковина |
Воздействие организмов на земные оболочки.
1. Приведите примеры взаимодействия живых организмов с:
а) атмосферой - деревья вырабатывают кислород, животные потребляют его.
б) гидросферой - морские организмы поглощают кальций, растворенный в воде.
в) литосферой - корни растений препятствуют эрозии почвы.
2. Изучите текст учебника и ответьте на вопросы:
1) Почему почвы нельзя отнести только к органическим или только к неорганическим природным телам?
Почва состоит из микроорганизмов, продуктов их жизнедеятельности и земной породы.
2) Как образуется гумус?
Путем разложения органических остатков.
3) Что такое плодородие?
Способность почвы обеспечивать арстения питанием.
4) Какие виды почв вы знаете?
Чернозем, подзолистые.
3. Какие почвы распространены в вашей местности? Каково их плодородие?
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: