Атмосфера - cтраницы 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92
Атмосфера: строение, значение, изучение.
1. Укажите газы, из которых состоит воздух:
1. Азот — 78%;
2. Кислород — 21%;
3. Остальные газы — 1%.
Какой газ атмосферы сыграл самую значительную роль в формировании современного облика Земли? Почему?
Кислород. Без него не существовало бы ничего живого.
2. На рисунке 20 закрасьте земной шар коричневым цветом, а воздушную оболочку — голубым цветом. (Используйте знания о диаметре Земли и толщине атмосферы.)
3. Сравните тропосферу и стратосферу. Заполните таблицу.
План сравнения | Тропосфера | Стратосфера |
1. Толщина | 8-18 км | до 30 км |
2. Плотность | чем выше температура, чем сеньше плотность | ниже, чем в тропосфере |
3. Состав | атмосферный газ, водяной пар и примеси | большое содержание озона |
4. Изменение температуры с высотой | понижается на каждые 1 км на 6 градусов | в нижних слоях низкая, но на высоте 20-30 км начинает повышаться |
4. Используя текст учебника, дополните схему.
5. Как изменяется температура воздуха в тропосфере с высотой? Почему?
Понижается на 6 градусов с повышением на 1 км. Воздух тропосферы нагревается от поверхности Земли.
6. Рассчитайте, какова температура воздуха за бортом самолёта, летящего на высоте 5 км, если у земной поверхности она равна 18 °С
-12 градусов.
7. Чему равна температура воздуха у поверхности Земли, если на высоте 4 км она равна-10 °С?
14 градусов.
Температура воздуха.
1. Почему для измерения температуры воздуха термометр необходимо разместить в тени?
Он нагревается от солнечных лучей.
2. В таблице даны значения температуры воздуха за три дня наблюдений. Рассчитайте среднюю температуру воздуха и суточную амплитуду температуры за каждый день наблюдений. В пустые колонки напишите возможные значения температуры в течение четвёртых и пятых суток. (Лучше, если эти значения получены путём личных наблюдений.) Рассчитайте для них среднюю температуру и суточную амплитуду температуры.
Часы наблюдений | Дни наблюдений | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | 3 | 3 | 3 | ||
7 | 2 | 1 | 4 | ||
13 | 10 | 5 | 0 | ||
19 | 5 | 3 | -1 | ||
Средняя температура | 5 | 3 | -2 | ||
Амплитуда температуры | 7 | 4 | 4 |
3. На рисунке 21 по данным первого дня наблюдений из задания 2 постройте график суточного хода температуры. По графику определите темпера- 10-- туру воздуха в 10 ч.
6-7 градусов.
Рис.21.
Годовой ход температуры воздуха.
1. По своим календарям погоды вычислите:
а) среднюю температуру за месяц наблюдений;
б) амплитуду температуры за месяц наблюдений.
2. На рисунке 22 постройте график годового хода температуры воздуха по данным таблицы 7 учебника. По графику определите примерную среднюю температуру ноября.
Рис. 22
3. На рисунке 23 постройте график годового хода температуры в своей местности по данным средних многолетних температур каждого месяца. Средние многолетние температуры всех месяцев года впишите в таблицу. Вычислите среднюю годовую температуру.
Средняя температура месяца, °С | Средняя годовая температура, °С | |||||||||||
Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С | О | Н | Д | |
Пользуясь построенным графиком, расскажите о годовом ходе температуры в своей местности.
4. Рассчитайте средние годовые температуры воздуха и годовые амплитуды температуры для Сингапура и Стокгольма. (Используйте данные таблицы 8 учебника.) Сравните полученные результаты и сделайте вывод: где средняя годовая температура выше, а где — ниже и почему.
Пункт | Средняя годовая температура, °С | Годовая амплитуда температуры, °С |
Сингапур | 27 | 2 |
Стокгольм | 6 | 19 |
Вывод: В Стокгольме ниже. Температура воздуха сильно зависит от географичсекого положения и погодных условий.
Атмосферное давление.
1. Значения пониженного давления подчеркните прямой линией, повышенного — волнистой (прим.: здесь не отмечено):
750 мм, 765 мм, 748 мм, 770 мм, 752 мм, 759 мм.
2. На рисунке 24 подпишите значения атмосферного давления в точках, указанных стрелками (на уровне моря атмосферное давление равно 760 мм).
3. Определите атмосферное давление у подножия холма высотой 60 м, если на его вершине барометр показал давление 758 мм
764 мм.
4. Рассчитайте высоту холма, если у его подножия барометр показал 762 мм, а на вершине — 753 мм.
94,5 м.
5. Рассмотрите рисунок 72 учебника. Определите:
а) в какой точке атмосферное давление наибольшее - 3;
б) в какой точке атмосферное давление наименьшее - 4.
Объясните полученные результаты.
Точка 3 ниже уровня Мирового океана, т.е. давление тем выше, точка 4 - наивысшая.
6. Рассчитайте, какое атмосферное давление является нормальным для вашей местности.
Ветер.
1. Укажите стрелкой направление ветра.
2. На рисунке 25 покажите, как образуется дневной и ночной бриз.
3. Покажите стрелками направление ветра между пунктами А и Б; длиной стрелок отразите силу ветра.
4. Вставьте в предложение пропущенные слова.
Чем больше разница давлений, тем больше сила (скорость) ветра.
5. На рисунке 26 по данным своего календаря погоды постройте розы ветров за два месяца наблюдений (месяцы выберите по указанию учителя).
Какие ветры преобладали в течение периода наблюдений?
6. На рисунке 27 заштрихуйте территории, где распространены муссоны. Объясните, почему на этих территориях летом преобладает пасмурная, а зимой — безоблачная и сухая погода.
Летом муссоны дуют с океана на материк, зимой - с материков на океан. Таким образом, летом они приносят мгного влаги, а зимой уносят.
Рис. 27
Водянои nap в атмосфере. Облака.
1. Назовите состояния воды в природе
Жидкое, твердое, газообразное.
При каких условиях вода переходит из одного состояния в другое?
При нагревании: твердое - жидкое - газ;
При остывании: газ - жидкое - твердое.
2. Изучите содержание рисунка 77 в учебнике. Закончите предложение.
Чем выше температура воздуха, тем больше в нем пара.
3. Используя рисунок 77 в учебнике, выполните задания.
1) 1 м3 воздуха имеет температуру +10 °С и содержит 6 г водяного пара. Такой воздух является (лишнее слово вычеркнуть) насыщенным, ненасыщенным.
2) В воздухе при температуре +30 °С содержится 15 г водяного пара. До его насыщения не хватает 15 г
водяного пара.
3) Температура воздуха +20 °С, в 1 м3 его содержится 4 г водяного пара. При охлаждении этого воздуха до 0 °С вода (лишнее слово вычеркнуть) выделится, не выделится, так как при 0 воздух считается насыщенными при 5 г воды.
4) Сколько водяного пара может вместить 1 м3 насыщенного воздуха, если его температура повысится от
-10 до 0 °С? 2,5 г.
5) Рассчитайте, сколько воды выделится из 1 м3 насыщенного воздуха при его охлаждении от 0 до -10 °С. 2,5 г.
4*. Определите относительную влажность воздуха, если при температуре +10 °С 1 м1 этого воздуха содержит 1 г водяного пара.
11%.
5*. Определите абсолютную влажность воздуха, если при температуре +20 °С его относительная влажность равна 50%.
0,5 г.
6. На рисунке 28 изобразите основные виды облаков в зависимости от высоты их формирования.
Атмосферные осадки.
1. Разделите атмосферные осадки на две группы:
а) жидкие осадки дождь, роса;
б) твёрдые осадки снег, град, иней.
2*. Подсчитайте, сколько м3 воды выпало на 1 га земной поверхности, если толщина слоя осадков равна 10 мм.
100.
3. По данным учителя составьте диаграмму количества осадков в своей местности.
Месяцы | Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С | О | Н | Д |
Количество осадков, мм |
4. По рисунку 81 учебника определите годовое количество осадков в городах Абердин, Аден и Владивосток и их распределение по сезонам. Ответьте на вопросы:
1) Что общего в географическом положении городов, указанных на рисунке?
Находятся на побережье.
2) Одинаково ли в этих городах годовое количество осадков?
Нет.
3) В каком городе осадки выпадают равномерно в течение всего года? Почему?
Абердин. Климат умеренный морской. Режим выпадения осадков равномерный, западный пеернос воздуха. Частые циклоны.
4) В каком городе большая часть осадков выпадает в летнее время? Почему?
Владивосток. Муссон приносит много испарившейся воды.
5) В каком городе выпадает мало осадков? Почему?
Аден. Аравийский полуостров находится не в субтропическом поясе, а именно в области пустынного тропического климата, поэтому там жарко, а осадки выпадают очень редко.
Сделайте вывод, от чего зависит годовое количество осадков и их распределение по сезонам
От климата.
5. Зачем измеряют высоту снежного покрова?
Для измерения количества выпавших осадков.
Погода.
1. Благоприятные, с вашей точки зрения, явления погоды подчеркните прямой линией, неблагоприятные — волнистой (прим.: здесь не отмечено никакой линией):
буря, дождь, град, туман, ураган, снегопад, метель, гроза, роса.
2. Назовите явления, характеризующие погоду.
Температура воздуха, давление, направление ветра, влажность воздуха.
3. Укажите причины изменения погоды.
1) Изменение навправления ветра.
2) Смена времен года.
4. Дайте описание погоды сегодняшнего дня, показав взаимосвязь между её явлениями.
5. Пользуясь своим дневником наблюдений за погодой, сделайте краткое описание погоды за любой месяц.
Климат.
1. Выясните по тексту учебника, какие сведения необходимо иметь для характеристики климата.
Наблюдения за погодными условиями на протяжении нескольких лет.
2*. Составьте характеристику климата своей местности по плану:
1) средние многолетние температуры января ;
2) средние многолетние температуры июля ;
3) годовая амплитуда температуры ;
4) самая высокая температура за все время наблюдений.
3*. Пользуясь сведениями о климате своей местности, заполните таблицу "Сроки наступления времен года и их продолжительность".
Время года | Срок наступления | Продолжительность |
Лето | май | 4 |
Осень | сентябрь | 2 |
Зима | ноябрь | 5 |
Весна | апрель | 1 |
Распределение солнечного света и тепла на Земле.
1. На рисунке 30 подпишите экватор, Северный тропик, Южный тропик, Северный Полярный круг, Южный Полярный круг.
2. Подчеркните на рисунке 30 даты, для которых показано освещение Земли.
1 - 22 июня.
2 - 22 декабря.
3. Изучите материал учебника и заполните таблицу.
Положение Земли (даты) | Какое время года в вашей местности | Где солнце находится в зените | Где полярный день |
22 июня | лето | северный тропик | северный полряный круг |
23 сентября | осень | экватор | нет |
22 декабря | зима | южный тропик | южный полярный круг |
21 марта | весна | экватор | нет |
4. Заполните таблицу.
Самый длинный день в Северном полушарии | 22 июня | День летнего солнцестояния |
Самый короткий день в Северном полушарии | 22 декабря | День зимнего солнцестояния |
День равен ночи | 21 марта и 23 сентября | Равноденствие |
5. Дополните предложение.
Солнце на экваторе бывает в зените в дни равноденствия. От нашего населенного пункта до Северного полюса ... км, до экватора ... км, до Северного полярного круга ... км, до Северного тропика ... км. (Все расстояния определите с помощью градусной сетки).
Границы тропического пояса освященности проходят по северному и южному тропикам.
Нраница между полярным и умеренным поясом освященности проходит по северному и южному полярным кругам.
Причины, влияющие на кимат.
1. По данным рисунка 90 учебника:
а) постройте графики изменения средних июльских и средних январских температур в России при движении с запада на восток;
б) постройте диаграмму изменения годового количества осадков в России при движении с запада на восток.
Сделайте вывод о причинах изменения январских и июльских температур и годового количества осадков с запада на восток России.
Западная часть обогревается за счет Гольфстрима, центральная подвержена влиянию Антарктики, Восток находится в зоне морского климата.
2. Заполните таблицу, харакетризующую морской и континентальный климаты.
Что сравнивается | Морской климат | Континентальный климат |
Расстояние от океана | на побережье | в центре континента |
Лето | теплое влажное | сухое жракое |
Зима | теплая влажная | холодная сухая |
Годовая амплитуда температуры | небольшая | большая |
Среднегодовое количество осадков | высокое | низкое |
3. Определите:
а) в каком поясе освященности находится ваша местность;
б) к какому типу климата относится климат вашей местности.
Назовите особенности климата вашей местности и объясните их.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: