План местности - cтраницы 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20

Понятие о плане местности.

1.Изучите особенности плана местности и аэрофотосним­ка, помещенных на форзаце 1 учебника. Обозначьте в таблице знаком «+» признаки, характерные для каждо­го из этих видов изображений местности. Сделайте вывод.

Признаки План местности Аэрофото­снимок
1. Объекты более похожи на их реальный вид на местности - +
2. Можно узнать название села, реки + -
3. Можно определить породы де­ревьев в лесу + -
4. Изображены все объекты, ви­димые сверху - +
5. Изображены только важные объекты + -
6. Объекты изображены условны­ми знаками + -

Вывод: План схематически изображает основные объекты местности, его удобно использовать для ориентирования на местности, проведения работ.

2. На форзаце 1 учебника и в атласе рассмотрите условные знаки, используемые для изображения объектов на пла­не местности. Какие условные знаки показаны на ри­сунке 1?

Рабочая тетрадь по географии Шатных 6 класс - План местности - 1

3. Пользуясь планом местности на форзаце 1 учебника, на­пишите, какие объекты может увидеть путник, идущий от реки Нара до Елагино по грунтовой дороге.

Мост, овраг, кустарник, луг, болото, линию электропередачи.

Масштаб.

1. Найдите масштаб плана местности на форзаце 1 учебни­ка и запишите его. Назовите масштаб, записанный в та­ком виде

1:10 000 (числовой).

2. Определите, во сколько раз уменьшено расстояние на планах с масштабом:

а) 1:75 в 75 раз.

б) 1:250 в 250 раз.

в) 1:10 000 в 10 000 раз.

Какой из этих масштабов самый мелкий?

В.

3. Определите численный масштаб плана местности, на котором изображён мост, если его длина на местности в 1000 раз больше, чем на плане.

1:1000

4. Определите численный масштаб плана местности, если расстояние в 2 км показано на нём отрезком линии дли­ной 4 см.

1:50 000

5. При масштабе плана 1 : 2500 расстояние в 50 м надо вы­разить отрезком в см.

В 2 см.

6. По известному численному масштабу запишите имено­ванный:

а) 1 : 1000 в 1 см 10 м.

б) 1 : 25 000 в 1 см 250 м.

в) 1 : 50 000 в 1 см 500 м.

7. Именованный масштаб плана — в 1 см — 250 м. Рассчи­тайте, сколько сантиметров надо отложить на этом пла­не при изображении расстояния в:

а) 500 м = 2.

б) 1 км = 4.

в) 1250 м = 5.

8. Рассчитайте, во сколько раз расстояния на местности больше, чем на плане, если местность изображена в масштабе в 1 см — 90 м.

В 9000 раз.

9. Используя приём работы с линейным масштабом в учебнике, определите по плану местности на форзаце 1:

а) длину центральной улицы в деревне Елагино: 420 м.

б) ширину реки Нара у отметки уреза воды: 45 м.

10. Определите с помощью циркуля-измерителя длину ручья, впадающего в реку Нара.

110 м.

Стороны горизонта. Ориентирование.

1. На рисунке 2 обозначьте основные и промежуточные стороны горизон­та.

Рабочая тетрадь по географии Шатных 6 класс - План местности - 2

2. Пользуясь компасом, определите:

а) в какую сторону горизонта обра­щены окна вашего класса

б) направление, в котором находится дверь класса

в) в каком направлении от окна расположен стол учите-

г) направление, в котором находится ваш дом

3. Определите стороны горизонта по азимуту и азимуты сторон горизонта. Заполните таблицу.

Азимут Сторона горизонта Азимут Сторона горизонта
45° СВ 315 СЗ
270° З 90 В
С 180 Ю
135° ЮВ 225 ЮЗ

4. По плану местности на форзаце 1 учебника опреде­лите, в каком направлении от деревни Елагино нахо­дится:

а) лиственный лес - севео-восток.

б) болото - юго-восток.

В каком направлении от сарая находится отдельно стоящее дерево?

Северо-запад.

5. От точки А до лагеря туристы должны пройти 400 м по азимуту 180°, затем 600 м по азимуту 45° и 800 м по ази­муту 90°. Начертите их путь на рисунке 3. Используйте масштаб 1 : 20 000.

Рис. 3

Рабочая тетрадь по географии Шатных 6 класс - План местности - 3

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

1. По рисунку 10 учебника определите:

а) абсолютную высоту холма - 150 м.

б) относительную высоту холма со стороны океана - 0.

в) относительную выосту холма со стороны суши - 50, 100 м.

2. На рисунке 4 с помощью горизонталей изобразите холм высотой 16 м. Горизонтали проведите через 4 м. Север­ный склон холма круче южного. Самый пологий склон — западный, самый крутой — восточный.

Рис.4.

Рабочая тетрадь по географии Шатных 6 класс - План местности - 4

3. Используя план местности, помещённый на форзаце 1 учебника, определите:

а) через сколько метров проведены горизонтали - 2.

б) где расположены самые низкие места территории - Юг, юго-запад.

в) где расположена самая высокая точка территории - запад.

Составление простейших планов местности.

1. Расскажите, что называют:

а) глазомерной съёмкой местности

съемка местности с планшетом.

б) полярной съёмкой местности

глазомерная съемка, проводящая из одной точки.

в) маршрутной съёмкой местности

глазомерная съемка в движении по какому-либо маршруту.

2. По заданию учителя проведите полярную и маршрут­ную съёмку местности. Оформите планы и вклейте их в тетрадь.

Географический диктант.

Чертёж, который изображает небольшую часть зем­ной поверхности сверху в уменьшенном виде, — это план местности.

Показатель, по которому можно узнать, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображе­нии их на чертеже, — это масштаб.

Угол между направлением на север и направлением на какой-нибудь предмет местности — это азимут.

Все неровности земной поверхности — это рельеф.

Превышение по отвесу одной точки земной поверхно­сти над другой — это относительная высота.

Превышение точки земной поверхности по отвесу
над уровнем моря — это абсолютная высота.

Условная линия на плане, которая соединяет точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой, — это горизонтали.

Глазомерная съёмка местности с одной точки — это полярная съемка.

Съёмка местности, применяемая при составлении плана участка, вытянутого в длину, или при изображе­нии пути, пройденного в походе, — это маршрутная съемка.

Обобщение знаний по теме "План местности".

Пользуясь рисунком 5, заполните пропуски.

Рабочая тетрадь по географии Шатных 6 класс - План местности - 5

Вариант 1.

Смешанный лес находится на северо-западе от посёлка Речное. Расстояние от Речного до Берёзкино по грунто­вой дороге равно 990 м . Железная дорога пересекает реку Каменка. Если двигаться по дороге от Березкино к домику лесника, то справа будет холм, а слева лес.

Электровоз у железнодорожной станции дал сигнал. Школьники, находящиеся на пароме, услышат его че­рез 3 с. (Скорость распространения звука в воз­духе 330 м/с.)

Фруктовый сад, расположенный северо-восточнее по­сёлка Речное, занимает 6400 м2.

Вариант 2.

Ширина реки Тихая равна 10 м. Длина моста че­рез реку Каменку у посёлка Речное 5 м. Рас­стояние по прямой от железнодорожной станции до хол­ма с отметкой высоты 154,4 м равно 440 м. Длина участка реки Тихая, изображённого на плане, равна 640 м.

Азимут от колодца в Берёзкино на силосную башню ра­вен 90°, на домик лесника — 0°, на электростанцию — 135°.

Площадь машинно-тракторной мастерской (МТМ) у Берёзкино равна 4096 м2.



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: