Жизнь растений (А) - cтраницы 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71

104. Выполнив лабораторную работу «Химический состав растений», запишите вывод.

Вывод: В состав растений входят органические (белки, жиры, углеводы), неорганические (минеральные соли и вода).
105. Заполните схему «Вещества растений».

Жизнь растений - 1

106. Что такое минеральное питание растений?

Минеральное питание – питание растений через корень: вода, минер. соли, азот, калий, фосфор.
107. Рассмотрите рисунок. Объясните, какое значение имеют корневые волоски в жизни растений. Какова роль выростов в клетках корневого волоска? Сделайте подписи к рисунку.

Жизнь растений - 2

Через корневые волоски в растение поступают вода и минеральные соли.
108. Почему перед пересадкой растений и после неё почву обильно поливают, а сами растения стараются пересадить с комом почвы?

Поливают затем, чтобы растение обильно поглощало воду и росло. А с комом затем, чтобы не повредить корень.
109. В начале учебного года два соседних класса озеленили одинаковыми комнатными растениями. Воду для полива растений учащиеся брали из одного крана. В одном классе учащиеся сначала наливали воду в сосуды и лишь на следующий день использовали её для полива. В другом классе этого не делали и поливали растения водой из-под крана. Сначала в обоих классах растения росли хорошо. Но к февралю в одном из классов растения стали чахлыми, а многие вообще погибли. Объясните, в каком классе это произошло и почему.

Ответ: В том классе, где растения поливали из-под крана. В воде из-под крана находится хлор, который вреден для растений. Если воду отстаивать, то хлор улетучится и такая вода вреда растениям не причинит.
110. Заполните схему «Виды удобрений».

Жизнь растений - 3

111. Объясните, почему удобрения, содержащие бор, цинк, медь и другие элементы, называют микроудобрениями.

Потому что данные элементы требуются живому организму в микроколичествах.
112. Почему навоз рекомендуется вносить при осенней обработке почвы, а минеральные удобрения – перед посевом семян или в период роста в виде подкормок?

Навоз – для того, чтобы он за зиму успел разложиться.

Минер. удобрения - уже готовые питател. вещества и им разлагаться некуда.
113. Почему весной и в первой половине лета следует вносить в почву больше азотных удобрений, а во второй половине лета проводить подкормку растений фосфорными и калийными удобрениями?

Азотные удобрения способствуют повышению урожайности. Ко 2-ой половине лета растения истощают почти весь фосфор.
114. С какой целью гранулируют минеральные удобрения?

С целью придания удобрениям лучших агротехнических свойств.
115. В чём выражается приспособление росянки к произрастанию на скудных болотистых почвах?

Она произрастает на скудной болотистой почве, где особенно мало азотистых соединений. В процессе эволюции у росянки выработалась способность питаться насекомыми.
116. Рассмотрите рисунок и сформулируйте определение понятия «фотосинтез».

Жизнь растений - 4

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету в хлоропластах.
117. Объясните, почему в листьях пеларгонии окаймлённой крахмал обнаруживают только в зелёной части листа.

В белой части листа нет хлорофилла, поэтому там фотосинтеза нет, крахмал не обнаруживается.
118. Основным фотосинтезирующим органом является лист. В каких ещё частях растения может протекать процесс фотосинтеза?

Он происходит везде, где есть хлорофилл. В стебле, черешках листьев, чашелистиков и т.д.
119. Рассмотрите рисунок и объясните, почему свеча в первом и третьем сосудах гаснет, а во втором горит.

Жизнь растений - 5

в 1 и 3 сосудах нет кислорода, т.к. там не происходит процесс фотосинтеза.
120. Почему после подмораживания клубни картофеля становятся сладковатыми, а плоды рябины, калины и некоторых других растений – сладкими и вкусными?

Потому что в клубнях при понижении температуры крахмал исчезает и превращается в сахар.
121. Рассмотрите рисунок и объясните, какой процесс на нём изображён. Почему жидкость в манометре показывает, что давление внутри сосуда падает?

Жизнь растений - 6

Щёлочь поглощает углекислый газ. Процесс дыхания.
122. Заполните таблицу «Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания».

Жизнь растений - 7

123. Используя материал учебника, соедините стрелками прямоугольники в упрощённой схеме «Взаимосвязь фотосинтеза и дыхания».

Жизнь растений - 8

124. Человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода и выдыхает 800 г углекислого газа.
Один гектар зелёных насаждений поглощает примерно столько же углекислого газа, сколько выдыхают 200 человек, при этом выделяет 80 кг кислорода в сутки. Какое количество кислорода в сутки необходимо жителям города, насчитывающего 5 млн человек? Какова должна быть площадь зелёных насаждений в этом городе?

800*200=160000 (г) – угл. газа поглощает 1 га зелёных насаждений;
5000000*430= 2 150 000 000 (г) – потребляют кислорода жители города в сутки;
2150000000 га – должна быть площадь зелёных насаждений.
125. При выращивании растений рыхление является важным агротехническим приёмом. В чём заключается физиологический смысл этого агроприёма?

К корневой системе поступает больше воздуха, испаряется меньше влаги, разрыхляя почву растениям мы облегчаем им условия для роста.
126. Какое значение имеет испарение для растений?

Испарение помогает либо задерживать воду, либо испарить лишнюю (предотвращая от перегрева). Передвижение воды в растении.
127. Ниже указаны условия, которые могут оказывать влияние на испарение воды растениями.

Жизнь растений - 9

128. Рассмотрите рисунок. О чём свидетельствует опыт, изображённый на нём? Почему жидкость в трубке движется в сторону сосуда?

Жизнь растений - 10

Процесс дыхания, где проросшие семена поглощают угл. газ. И рисунок показывает, что во 2 колбе воздух давит на жидкость сильнее, чем давление в 1 колбе.
129. Какое значение имеет листопад в жизни растений?

Листопад – приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой.
130. Почему вблизи подземных теплотрасс листья на деревьях дольше сохраняют зелёную окраску и опадают позже?

Вблизи подземных теплотрасс благоприятный температурный режим корневой системы.
131. Заполните таблицу «Листопадные и вечнозелёные растения».

Жизнь растений - 11

132. Почему урожай на полях, защищённых лесополосами, особенно в засушливое лето, получают выше, чем на незащищённых?

Лесополосы зимой способствуют задержанию снега на полях. И летом, если засуха, там всё равно будет вода.
133. Почему в некоторые годы листопад можно наблюдать в середине лета?

Если будет сухо и жарко, тогда и листья опадут раньше. Из-за сильного ветра такое тоже может быть.
134. Почему зелёные листья трудно оторвать от стебля, а жёлтые опадают даже при несильном порыве ветра?

В зелёных листьях много веществ, которые обеспечивают крепкую связь, а в жёлтых этих веществ уже нет.
135. Выполните лабораторную работу «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».
136. Изучив материал учебника, заполните схему «Передвижение органических веществ в растении», вписав в неё следующие понятия: молодые побеги и листья, стебель, корень, клубень, корневище, образовательная ткань, цветки, плоды.

Жизнь растений - 12

137. Почему у томатов и винограда рекомендуется обрезать боковые побеги?

Чтобы питательные вещества не тратились на мелкие отростки, а все расходовались на плоды.
138. Почему весной сок у берёз и клёнов сладкий?

Ответ: В тёплое время в дереве образуется сахар (углеводы).
139. Почему при перевозке на пароходах и баржах семян, особенно бобовых культур, попадание даже сравнительно небольшого количества воды в трюм может привести к катастрофическим последствиям?

Если семена россыпью, при попадании воды они набухают, что может привести к разрыву трюма.
140. Используя рисунок 135 учебника, подсчитайте, сколько воды потребуется для набухания и прорастания 100 кг зерна:

  1. кукурузы – 4900 л;
  2. пшеницы – 6900 л;
  3. проса – 3800 л;
  4. гороха – 11400 л;
  5. льна – 10000 л.
141. Рассмотрите рисунок. В каком сосуде семена прорастут? Объясните свой ответ.

Жизнь растений - 13

Вывод: в 1 прорастут, воды достаточно, кислорода и тепла тоже. Во 2-ом недостаточно воды. В 3-ем недостаток воздуха. В 4-ом недостаточно тепла.
142. Прочитав п. 38 учебника, заполните таблицу «Сроки и глубина посева семян».

Жизнь растений - 14

143. Как вы думаете, что произойдёт, если у прорастающего семени фасоли удалить две семядоли? Почему? А если удалить одну семядолю? Ответ поясните.

Если удалить 1 или 2 семядоли растение погибнет. В семядолях содержится запас питательных веществ.

Вывод: не нужно убирать у растений семядоли.
144. Рассмотрите рисунок, показывающий обмен веществ в растении. Укажите, какими цифрами на рисунке обозначены процессы дыхания, минерального питания, передвижения органических веществ, фотосинтеза, испарения, накопления органических веществ.

Жизнь растений - 15

145. Ответьте на вопросы. Что такое размножение?

Одно из обязательных свойств любого живого организма.

  • Какое размножение называют бесполым?
Размножение, в котором участвует одна особь.

  • Какое размножение называют половым?
Размножение с помощью половых клеток.
146. Пользуясь учебником, заполните схему «Способы размножения растений».

Жизнь растений - 16

147. Какое биологическое значение имеет половое размножение?

Каждый новый организм – комбинация новых генов.
148. Рассмотрите рисунок. Какой способ размножения хламидомонады на нём показан? Расшифруйте каждую цифру.

Жизнь растений - 17

149. Рассмотрите рисунок. Какой способ размножения хломидомонады на нём показан? Сделайте подписи к рисунку.

Жизнь растений - 18

150. Изучив материал о размножении улотрикса и рисунок 142 учебника, закончите составление схемы, вставив пропущенные термины.

Жизнь растений - 19

151. Изучив раздел п. 41 «Размножение мхов» и рисунок 143 учебника, закончите схему, вставив пропущенные термины.

Жизнь растений - 20

152. Изучив п. 41 подпишите, что изображено под каждой цифрой на рисунке.

Жизнь растений - 21

153. Рассмотрите рисунок, на котором изображён цикл развития голосеменных. Сделайте подписи к рисунку.

Жизнь растений - 22

154. Что такое вегетативное размножение?

Размножение вегетативными органами.
155. Какую роль играет вегетативное размножение?

Быстро расселяются, захватывая новые территории.
156. Изучив материал учебника, заполните таблицу «Вегетативное размножение растений».

Жизнь растений - 23

157. В какие сроки следует проводить прививку черенком и в какие – глазком? Почему?

Черенком прививку проводят ранней весной,можно даже еще до сокодвижения,т.к для этого погода подходит,кора легче отделяется, черенку прохладно,больше времени прижиться,а летом черенок может засохнуть из-за жары,а в начале лета прививки делают глазками.
158. Почему у цветковых растений оплодотворение называют двойным?

Двойное оплодотворение у растений называют двойным потому, что в нем участвуют 2 спермия.
159. Рассмотрите рисунок, на котором изображен цикл развития цветкового растения. Подпишите, что изображено под каждой цифрой.


1 - взрослое растение
2 - цветок с пыльцой
3 - пыльцевой мешочек
4 - процесс оплодотворения
5 - завязь
6 - плод
7 - семя
8 - росток
160. На рисунке стрелками покажите, из каких частей цветков образовались частисоответствующих плодов.

161. Какие способы опыления обозначены на рисунке цифрами 1 и 2?

162. Прочитав текст учебника (с.213-214), заполните таблицу.

Признаки насекомоопыляемых растений Признаки ветроопыляемых растений
крупные одиночные цветки
мелкие цветки,собранные в соцветия
яркая окраска лепестков или листочков простого околоцветника
наличие нектара и аромата
невзрачные,мелкие цветки
перистые рыльца
пыльники на длинных свисающих нитях
мелкая, легкая, сухая пыльца
163. Выпишите цифры, которыми обозначены соответственно ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения.

Ветроопыляемые:

3) береза
4) дуб
5) орешник
8) рожь
11) ольха

Насекомоопыляемые
:

1) липа
2) яблоня
6) клевер
7) шиповник
10) душистый табак
12) львиный зев
164. На рисунке художник перепутал последовательность действий селекционера при искусственном опылении. Обозначьте цифрами правильную последовательность действий и объясните (устно), с какой целью они проводятся.

165. Решите кроссворд №5.

По горизонтали:
2. Глазок или черенок культурного растения, взятые для прививки.
4. Процесс образования органических веществ из неорганических под действием солнечной энергии в хлоропластах.
6. Неподвижная мужская гамета.
8. Маленькая зеленая пластинка, развивающаяся из проросшей споры папоротника.
10. Органическое вещество.
11. Дичок, к которому делают прививку.
12. Процесс сбрасывания листвы растениями.
13. Процесс, в резуьтате которого происходит распад орагнических веществ под действием кислорода на воду и углекислый газ с выделением энергии.
14. Процесс изменения, совершенствования организма в течение жизни.
15. Зеленая нить, образующаяся из проросшей споры мха.

По вертикали:
1. Стадия растения после начала прорастания семени.
3. Процесс увеличения размеров организма.
5. Оплодотворенная яйцеклетка.
7. Половая клетка.
8. Основная часть семени, развивающаяся из оплодотворенной яйцеклетки.
9. Газ, поддерживающий горение.




Сохраните или поделитесь с одноклассниками: