Царство Растения - cтраницы 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29

36. Закончите схему «Значение растений».
Значение растений
в природе в жизни человека
обогащают кислородом;
поглощают углекислый газ;
для животных - источник пищи.
пища;
сырьё;
декоративные функции.
37. Закончите определение.

Ботаника – наука о растениях.
38. Сравните строение низших и высших растений. Заполните таблицу.

Группа растений Особенности строения Представители
Низшие не имеют корней, стеблей водоросли
Высшие имеют корни деревья
39. Выполнив лабораторную работу «Строение зелёных (одноклеточных) водорослей», укажите, клетки каких водорослей изображены на рисунках. Подпишите их основные части.

1 – жгутики
2 – оболочка
3 – цитоплазма
4 – ядро
5 – хроматофор
6 – красный глазок

Вывод:
все водоросли – низшие растения одинаковы по строению. У хламидомонады имеются жгутики и красный глазок.
40. Укажите, какие многоклеточные водоросли изображены на рисунках. Подпишите их основные части.

1 – оболочка
2 – хроматофор
3 – цитоплазма
4 – ядро
41. Заполните таблицу.

Группа водорослей Среда обитания Особенности строения Представители
Зелёные одноклеточные водоросли Пресные водоёмы Одна клетка, м.б. жгутики, глазок Хламидомонада
Зелёные многоклеточные водоросли Моря, океаны, пресные водоёмы Улотрикс
Бурые водоросли Моря, океаны ламинария
Красные водоросли Моря, водоёмы Многоклеточные морские растения багрянки
42. Закончите схему. Значение водорослей.

В природе:
  • обогащают кислородом гидросферу;
  • являются пищей водных животных;
  • индикаторы загрязнения и заболевания.


В жизни человека:
  • химическая промышленность;
  • йод, спирт;
  • агар-агар;
  • блюда пищи;
  • хлорелла, хламидомонада, очистка вод.
43. На рисунке подпишите составные части слоевища лишайника.

1 – клетки водоросли
2 – грибница

Вывод: в лишайниках есть клетки водоросли, грибница.
44. Заполните схему.

Формы лишайников:

- накипный, Бацидия;
- листованный, Пармелия;
- кустистые, бородач плад.
45. Почему лишайники способны поселяться в самых бесплодных местах?

Ответ: Потому что им для жизни нужна только вода, её им хватит из дождей, туманов и т.д.
46. Подпишите, что обозначено на рисунке цифрами:

1 – мужская особь;
2 – женский экземпляр мха;
3 – коробочка со спорами;
4 – стебель;
5 – листья;
6 – ризоиды (корн. выросты)
47. Выполнив лабораторную работу «Строение мха», сделайте рисунок и вывод.

Вывод: тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются спорами и относятся к высшим растениям.
48. Сравните водоросли и мхи. Какие усложнения произошли в строении мхов по сравнению с водорослями?

У мхов есть органы, где созревают споры; Ж, М коробочка со спорами. Имеются стебель, листья, ризоиды. Мхи – высшие споровые, а водоросли – низшие.
49. Выполните лабораторную работу «Строение спороносящего хвоща». Подпишите, что изображено на рисунке цифрами:

1 – корни
2 – стебель
3 – колосок со спорами

Вывод: у хвоща есть корни, стебель, споры. Это спороносящее растение и относится к высшим. В колосках созревают споры.
50. Выполнив лабораторную работу «Строение спороносящего папоротника», укажите, что обозначено на рисунке цифрами:

1 – щитовник
2 – стебель
3 – группа спорангиев
4 – поперечный срез листа сорусы
5 – споры

Вывод: у папоротников споры, спорангии, стебель, листья, сорусы. Это высшие растения.
51. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика хвойных».

Царство Растения - 1

52. Выполните лабораторную работу «Строение хвои и шишек хвойных». По результатам лабораторной работы заполните таблицу.

Царство Растения - 2

53. Заполните схему «Жизненные формы покрытосеменных растений».

Формы растений:

– деревья (ясень, клён, дуб)
- кустарники (сирень, шиповник)
- травы (одуванчик)
54. Рассмотрите рисунок учебника и объясните, какие растения называют однолетними, двулетними и многолетними. Приведите примеры таких растений.

1. Дерево – берёза – многолетнее, т.к. надземные и подземные органы не отмирают каждый год.
2. Кустарники(чки) – многолетние.
4. Травы – однолетние, двулетние и многолетние.
55. Охарактеризуйте несколько известных вам растений по продолжительности жизни и особенностям плодоношения. Заполните таблицу.

Царство Растения - 3

56. Решите кроссворд №3.

По горизонтали:
4. Растение, имеющее цветок.
5. Группа низших, обычно водных, растений.
8. Одноклеточная водоросль.
10. Крупная "пластида" у водорослей.
11. Растения, заканчивающие жизненный цикл (от семени до образования семян) в течение одного сезона.
12. Органы, в которых образуются споры.
13. Орган растения, развивающийся из цветка и заключающий в себе семена.
14. Высшее споровые растение.
15. Высшее споровое растение с ползучим стеблем.
17. Подвижная мужская половая клетка (гамета).
18. Женская половая клетка (гамета).

По вертикали:
1. Высшее семенное растение, не имеющее цветков.
2. Орган размножения и расселения у высших семенных растений.
3. Высшее споровое растение, не имеющее корней.
6. Нитевидная клетка, выполняющая функции корня у некоторых водорослей и мхов.
7. Одноклеточная зеленая водоросль.
9. Организм, тело которого состоит из гриба и водоросли.
10. Высшее споровое растение.
12. Специализированная клетка грибов и ряда групп растений, служащая для размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий.
16. Листья папоротников.

ОТВЕТЫ:
1. Голосемянное
2. Семя
3. Мох
4. Покрытосемянное
5. Водоросли
6. Ризоид
7. Хламидомонада
8. Хлорелла
9. Лишайник
10. Хвощ
11. Однолетние
12. Спорангин
13. Плод
14. Папоротник
15. Плаун
16. Вайи


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: