§83. Буквы з и с на конце приставок - cтраницы 29, 30, 31, 32
437. Выберите правильное написание и обозначьте условия выбора букв з или с.
Безболезненный - приставка без- стоит перед звонким согласным б, поэтому на конце пишется буква з.
Бесплатный - приставка бес- стоит перед глухим согласным п, поэтому на конце пишется буква с.
Бескозырка - приставка бес- стоит перед глухим согласным к, поэтому на конце пишется буква с.
Вознаградить - приставка без- стоит перед звонким согласным н, поэтому на конце пишется буква з.
Воспеть - приставка бес- стоит перед глухим согласным п, поэтому на конце пишется буква с.
Взмахнуть - приставка вз- стоит перед звонким согласным м, поэтому на конце пишется буква з.
Вскрикнуть - пристака вс- стоит перед глухим согласным к, поэтому на конце пишется буква с.
Низвергаться - приставка низ- стоит перед звонким согласным в, поэтому на конце пишется буква з.
Изгибаться - приставка из- стоит перед звонким согласным г, поэтому на конце пишется буква з.
Испортить - приставка ис- стоит перед глухим согласным п, поэтому на конце пишется буква с.
Безболезненный - приставка без- стоит перед звонким согласным б, поэтому на конце пишется буква з.
Бесплатный - приставка бес- стоит перед глухим согласным п, поэтому на конце пишется буква с.
Бескозырка - приставка бес- стоит перед глухим согласным к, поэтому на конце пишется буква с.
Вознаградить - приставка без- стоит перед звонким согласным н, поэтому на конце пишется буква з.
Воспеть - приставка бес- стоит перед глухим согласным п, поэтому на конце пишется буква с.
Взмахнуть - приставка вз- стоит перед звонким согласным м, поэтому на конце пишется буква з.
Вскрикнуть - пристака вс- стоит перед глухим согласным к, поэтому на конце пишется буква с.
Низвергаться - приставка низ- стоит перед звонким согласным в, поэтому на конце пишется буква з.
Изгибаться - приставка из- стоит перед звонким согласным г, поэтому на конце пишется буква з.
Испортить - приставка ис- стоит перед глухим согласным п, поэтому на конце пишется буква с.
438. Запишите слова с приставками на -з/-с в две колонки, обозначьте изучаемую орфограмму.
Слова с приставками на -з | Слова с приставками на -с |
разжимать безжизненный безвкусный |
бесшумный бесчисленный сдавать (приставка -с неизм) расчертить расщедриться бесчувствуенный расшевелить сжимать (приставка -с неизм.) расщелина |
439. Запишите 7-8 слов с буквами з и с на конце приставок. Объясните правописание этих букв. Какими частями речи являются записанные вами слова?
Разгром (сущ.), растопить (гл.), бездарный (прил.), бестолковый (прил.), излечить (гл.), исписать (гл.), издание (сущ.), ископаемые (сущ.).
В приставках на -з и -с перед звонкими согласными пишется -з, перед глухими - -с.
Разгром (сущ.), растопить (гл.), бездарный (прил.), бестолковый (прил.), излечить (гл.), исписать (гл.), издание (сущ.), ископаемые (сущ.).
В приставках на -з и -с перед звонкими согласными пишется -з, перед глухими - -с.
440. Запишите слова в две колонки: 1) с з в конце приставки; 2) с с в конце приставки. Сколько приставок в выделенном слове?
441. Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями.
Сегодня в школе все уроки по расписанию. Учитель раздает ученикам тетради. Мы раскрыли учебники на первой странице. Дежурные после уроков стерли все с доски. Нам нужно поработать над исправлением ошибок в самостоятельной работе. Писать нужно разборчиво. Петя никак не мог вспомнить и рассказать, что он делал вчера. Учитель математики попросил нас внимательно рассмотреть таблицу. Чтобы правильно решить задачу, нужно воспользоваться правилом.
Сегодня в школе все уроки по расписанию. Учитель раздает ученикам тетради. Мы раскрыли учебники на первой странице. Дежурные после уроков стерли все с доски. Нам нужно поработать над исправлением ошибок в самостоятельной работе. Писать нужно разборчиво. Петя никак не мог вспомнить и рассказать, что он делал вчера. Учитель математики попросил нас внимательно рассмотреть таблицу. Чтобы правильно решить задачу, нужно воспользоваться правилом.
442. Подберите к каждому из данных слов однокоренные с приставками раз- (рас-) и с-. Запишите их в две колонки.
Жечь
ж - [ж] - согл., зв., тв.
е - [э] - гл., ударный.
ч - [ч`] - согл., глух., мягк.
ь - нет звука.
4 б., 3 зв.
разбить раздавать разгрузить разжечь разгрести разделать сжечь сгрести |
расчистить распустить распились сбить спустить сдавать спилить сгрузить сделать счистить |
Жечь
ж - [ж] - согл., зв., тв.
е - [э] - гл., ударный.
ч - [ч`] - согл., глух., мягк.
ь - нет звука.
4 б., 3 зв.
443. Распределите слова на три группы: 1) с приставкой с-; 2) с приставкой на -з; 3) без приставки (в этих словах з входит в корень).
445. Подберите к данным словам однокоренные с указанными приставками. Обозначьте условия выбора согласных букв. В каких словах вы написали удвоенные согласные буквы? Почему? Составьте и запишите словосочетания со словами, помещенными в рамке.
Рассчитать объем, расчет по доаставке, расчетливый человек.
Мы написали удвоенные согласные буквы в словах: ввинтить, поддержать, оттаять, ссыпать, иззябнуть, рассчитать, расстроить, потому что в этих словах корень начинается на ту же согласную, на которую заканчивается приставка.
Рассчитать объем, расчет по доаставке, расчетливый человек.
Мы написали удвоенные согласные буквы в словах: ввинтить, поддержать, оттаять, ссыпать, иззябнуть, рассчитать, расстроить, потому что в этих словах корень начинается на ту же согласную, на которую заканчивается приставка.
446. Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. Спишите на выбор любые три абзаца. Обозначьте приставки. Почему поставлены три в начале строк?
§82. Правописание гласных и согласных в приставках - стр. 28-29§84. Буквы а — о в корне -лаг- —лож- - стр. 32-34
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: