§ 46. Простые и сложные предложения - cтраницы 106, 107, 108, 109, 110, 111

232. Прочитайте предложение и дополните описание его схемы.

Это сложное предложение состоит из двух простых, связанных друг с другом интонацией и союзом "а" . В первом предложении подлежащее - утка, а сказуемое - играет. Во втором предложении главные члены - утята подпевают. В конце сложного предложения стоит знак - точка.


233 Расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений по плану, приведенному в упр. 232.


1) Данное предложение является сложным, состоящим из двух простых. Простые предложения связаны союзом "и". В конце предложения стоит восклицательный знак.

2) Данное предложение является сложным, состоящим из трех простых. Простые предложения связаны между собой бессоюзной связью. В конце предложения стоит точка.

3) Данное предложение является сложным, состоящим из двух простых. Простые предложения связаны союзом "когда". В конце предложения стоит вопросительный знак.

4) Данное предложение является сложным, состоящим из двух простых. Простые предложения связаны союзом "чтобы". В конце предложения стоит точка.

234. Прочитайте отрывок из стихотворения Н. Некрасова "Перед дождем". Укажите в нём простые и сложные предложения.


В предложении "Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес" одна основа - ветер гонит. Это предложение простое.

В предложении "Ель надломленная стонет" одна основа - ель стонет. Это предложение простое.

В предложении "Глухо шепчет темный лес" одна основа - шепчет лес. Это предложение простое.

В предложении "На ручей, рябой и пестрый, за листком летит листок, и струей сухой и острый набегает холодок" две основы: 1. Листок летит, 2. Холодок набегает. Это сложное предложение, части которого связаны союзной связью (союзом и), они разделяются на письме запятой.

235. Выпишите, расставляя пропущенные знаки препинания, сначала сложные предложения, где союз а соединяет простые предложения в составе сложного, а затем простые предложения, где союз а соединяет однородные члены. Подчеркните грамматические основы и однородные члены, соединенные союзом а. Союз заключите в овал. Постройте схемы сложного предложения.


Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 46. Простые и сложные предложения - 1



236. Перед вами два простых предложения: Андрей вошел в класс. Урок уже начался. Попробуйте устно соединить эти простые предложения в одно целое - сложное предложение. Используйте разные союзы, подходящие по смыслу. Объясните, как влияет выбранный вами союз нам смысл всего предложения.

Андрей вошел в класс, когда урок уже начался. Андрей вошел в класс, но урок уже начался. Андрей вошел в класс, а урок уже начался. Урок уже начался, и Андрей вошел в класс. Урок уже начался, а Андрей вошел в класс. Урок уже начался, когда Андрей вошел в класс.

237. Составьте сложные предложения, употребляя подходящие по смыслу союзы и, а, но, что, когда, чтобы.

1. Утром шел дождь, и трава еще была мокрая. Утром шел дождь, но уже через час трава была сухая.
2. Солнце светило ярко, но Наташа на прогулку не пошла. Солнце светило ярко, и Наташа пошла на прогулку.
3. Солнце зашло за горы, но мы не спешили домой. Солнце зашло за горы, когда мы приближались к деревне. Солнце зашло за горы, и мы прибавили в шаге.

238. В каких предложениях, данных под одним номером, союз и соединяет однородные члены, а в каких - простые предложения в составе сложного? Когда ставится запятая?

1. В небе появилась и засверкала первая вечерняя звёздочка. (соединяет однородные члены). В небе ярко Сверкнула первая звездочка, и в окнах домов замелькали огоньки. (соединяет простые предложения в составе сложного).
2. Первый луч солнца выглянул из-за тучи и заиграл на макушке высокой сосны. (соединяет однородные члены). Первый луч солнца выглянул из-за тучи, и макушка сосны заискрилась розовым цветом. (соединяет простые предложения в составе сложного).

Запятая перед союзом "и" ставится в том случае, если он соединяет простые предложения в составе сложного.

239. Прочитайте. Допишите предложения так, чтобы получился текст. Вставьте пропущенные запятые. В записанных сложных предложениях знаком Ι укажите границы простых предложений.

Ι Учитель объявил Ι, что Ι наш класс пойдет в поход Ι. Мне поручили взять котелок Ι, а Ι моему товарищу удочку Ι. Я опасался Ι, что Ι в день экскурсии будет плохая погода Ι, но опасения не подтвердились. Ι Утром я увидел Ι, что Ι солнце светило ярко Ι. Ι За мной зашли товарищи Ι, и Ι мы пошли в школу Ι. Учитель ожидал Ι, когда Ι соберутся все ученики класса Ι. Ι Но вот все в сборе Ι, и Ι мы с песнями пошли в турпоход. Ι.

240. Придумайте продолжение предложений и запишите получившиеся у вас предложения целиком. Не забудьте про запятые в сложных предложениях. Поставьте знак разделения Ι простых предложений в составе сложного. Слова-связки заключите в овал.


Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 46. Простые и сложные предложения - 2


241. Рассмотрите рисунки. Где находятся веселые свинки? Напишите рассказ о том, что с ними произошло. Не забудьте, что вы можете использовать сложные предложения в своём сочинении.


Жили-были две веселые свинки, которые очень любили плескаться в лужах. Однажды, когда они проводили время за своим любимым занятием, пошел сильный дождь. У одной из свинок был с собой зонт, под которым она и скрылась от дождя. После дождя выглянуло яркое и солнце, обе свинки вылезли из своей лужи и оказалось, что та, которая сидела под зонтом, вся в грязи, а вторую отмыл дождик. Грязная свинка осталась недовольна, ведь нужно было возвращаться домой, а мама очень не любила грязь.


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: