§30. Восклицательные предложения - cтраницы 73, 74, 75
151. Прочитайте вслух отрывок из басни И. Крылова "Ворона и Лисица". Сколько в нём восклицательных предложений? Услышали ли вы интонацию восхищения? В каких случаях употребляются такие предложения?
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка,
Что за глазки (глаза)!
Рассказывает, так, право, сказки (сказать)!
Какие перышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
В этом отрывке из басни Крылова мы видим 7 восклицательных предложений, но ни разу не услышим интонацию восхищения. Все дело в том, что данные восклицания изображают лесть, лживое восхищение.
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка,
Что за глазки (глаза)!
Рассказывает, так, право, сказки (сказать)!
Какие перышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
В этом отрывке из басни Крылова мы видим 7 восклицательных предложений, но ни разу не услышим интонацию восхищения. Все дело в том, что данные восклицания изображают лесть, лживое восхищение.
152. Охарактеризуйте предложение по цели высказывания. Объясните, в чём особенность предложения, записанных справа?
Невосклицательные и восклицательные предложения.
Мы были в лесу. (повествовательное)
Кто взял книгу? (вопросительное)
Прочитай книгу (побудительное)
Мы были в лесу! (восклицательное)
Кто взял книгу?! (восклицательное)
Прочитай книгу! (восклицательное)
Справа записаны восклицательные предложения.
153. Прочитайте предложение как повествовательные, затем как вопросительные. Произнесите их как восклицательные.
1. К нам дядя приехал. К нам дядя приехал? К нам дядя приехал!
2. Это подарки. Это подарки! Это подарки?
3. Все были рады. Все были рады? Все были рады!
154. Произнесите восклицательное предложение Что это за сочинение! вначале с одобрением, затем с неодобрением. Обратите внимание, что в последнем случае голос понижается.
Задание выполняется самостоятельно.
155. Установите границы предложений, затем спишите, ставя знаки завершения: точка, вопросительный или восклицательный знак. Прочитайте записанный текст соответствии с поставленными знаками препинания.
Между стволов (ствол) сосен промелькнула белка. Куда она скрылась? Где ее домик? Кругом стоит тишина (тихо). Хорошо осенью в лесу (лес)! А сколько грибов (гриб)! Но что это паучок уцепился за хрустальную паутинку и летит (полет)? Куда он летит (полет)? Где остановится? Счастливого тебе пути Тая паучок!
*Хрустальную - прилагательное, н. ф. - хрустальный; в в. п., ед.ч., жен. р.
156. Сравните данные ниже темы сочинений. Какие из них требуют выразить личное отношение к тому, о чём пишешь? Выпишите их, отметьте слово, которое подчеркивает основную мысль сочинение. Охарактеризуйте записанные предложения по цели высказывания.
↑
"Здравствуй, родная школа! ". Предложение восклицательное.
↑
"Утренник в нашей школе". Предложение повествовательное.
↑
"Почему мне интересно на уроке математики?". Предложение вопросительное.
157. Сочинение. Тема на выбор: "Памятный день", "Весёлое происшествие", "Интересная встреча" и т.д.. Прежде чем писать, определите, какую задачу вы перед собой ставите: поделиться своими чувствами, мыслями; сообщить об определенных фактов, нарисовать словами какую-то картину. Затем подумайте, о чём и как вы напишете, чтобы раскрыть основную мысль. Озаглавьте свое сочинение. Работая над сочинением, не забудьте обратиться к памятке на с. 170.
Задача - нарисовать словами пейзаж.
Летний закат
С самого утра лил дождь. Это омрачало летние каникулы, потому что у нас с друзьями было в планах покататься на велосипедах, но вместо этого мы сидим каждый у себя дома.
День тянулся долго, я успела помочь родителям со многими домашними делами, почитала книжку. Но вот наступил вечер. Небо начало проясняться, ливень уже прекратился, только мелкие капли еще израдека падали на карниз.
И тут папа меня позвал в другую комнату: "Иди скорее сюда, смотри!". Я прибежала посмотреть, что же такого интересного может произойти в нашей квартире. И увидела в окне, как на горизонте все небо было окрашено в ярко-розовые и фиолетовые оттенки.
Отблески этого потрясающего заката заполняли всю видимую часть неба. Здания и деревья на фоне заката казались нарисованными и выделялись четкими темными силуэтами.
Я долго вглядывалась в окно. По верхушкам зданий и деревьев небыло было почти фиолетовое, но дальше оно переходило в сиреневый и плавно растекалось в ярко-, а затем в бледно-розовые оттенки. Казалось, что миллионы фламинго кружили в небе. Но закат быстро догорает. В течение получаса синева скрадывала это розовое великолепие, пока не остались последние ярко красные лучи, пробивавшиеся из-за горизонта.
Ради таких закатов можно даже полюбить дожди.
158. Подготовьте устный отзыв о сочинении товарища ( памятка на с. 170 ).
Задание выполняется самостоятельно .
Задание выполняется самостоятельно .
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: