§ 28. Предложение - cтраницы 66, 67, 68, 69
141. Прочитайте. Укажите вначале предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов ( подлежащего и сказуемого ), затем - из одного.
Предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов ( подлежащего и сказуемого ): на траве и кустах заблестела роса. Я вышел из палатки и направился к реке. Послышалось пение птиц. Прибрежные камыши изредка шуршат.
Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена: Утро. Рассвело незаметно. Иду, любуюсь дорогой, прислушиваюсь к звукам. Вот и река.
*Заблестела - глагол, 2 сп., п. в., жен. р., ед. ч.
Предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов ( подлежащего и сказуемого ): на траве и кустах заблестела роса. Я вышел из палатки и направился к реке. Послышалось пение птиц. Прибрежные камыши изредка шуршат.
Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена: Утро. Рассвело незаметно. Иду, любуюсь дорогой, прислушиваюсь к звукам. Вот и река.
*Заблестела - глагол, 2 сп., п. в., жен. р., ед. ч.
142. Установите границы предложений. Укажите предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена ( подлежащего или сказуемого ). Выпишите отдельно, которые соответствовали бы схемам:
1. Вечер. Какая тишина! На небе зажигаются первые звезды. От чего розовеет горизонт на востоке? Это восходит луна.
2. Светает. Запели в роще птицы. От зари разливается яркий свет. Подул свежий ветерок. Взошло солнышко. На траве и кустах заблестели капельки росы. Как красив на рассвете лес!
Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена ( подлежащего или сказуемого ): Вечер. Какая тишина! Светает.
Предложение, которое соответствует схеме: 1. На небе зажигаются первые звезды. Вечер. Это восходит луна. Светает. Запели в роще птицы. От зари разливается яркий свет. Подул свежий ветерок. Взошло солнышко. На траве и кустах капельки росы. 2. От чего розовеет горизонт на востоке? 3. Как красив на рассвете лес! Какая тишина!
*Разливается - глагол, 1 спр., н. вр., 3-е л., ед. ч.
143. Почему эту запись трудно понять с первого прочтения? Спишите, обозначая границы предложений знаками препинания.
Смеркалось (меркнет). На закате догорала заря. За лесом ей не было видно, но всюду чувствовалась борьба света с тьмой. Ночные (ночь) тени успели прокрасться в лес и закутали (приставка за-, неизм.) в сумрак (сумраки) высокие кроны деревьев. Между ветвями (ветка) деревьев виднелись (вид) звёзды и острые рога полумесяца.
Светло (свет). Костер (слов.) догорал. Над рекой (речка) повис густой туман. Сквозь него не ясно были видны горы. Веселый гол веселые голоса, шутки, смех разносились далеко по долине. ( В Арсеньев )
С первого раза эту запись очень сложно понять из-за отсутствия знаков препинания и невозможно понять, где начинается новое предложение.
144. Прочитайте текст и озаглавьте его так, чтобы заголовок отражал основную мысль. Вы собираетесь использовать эту сказку в своём сообщение на тему "Гордость это хорошо или плохо?" Конечно, вам нужно пересказать её кратко. Для этого напишите сжатое изложение ( 5-8 предложений ), используя памятку на с. 170.
"Старый пень"
В лесу стоял старый пень. Весь день около него проходили разные люди: девочки, бабушка, дед, и все кланялись пню. Возгордился пень, все его уважают! И начал требовать уважения от окружавших его деревьев. И кричал, и ворчал старый пень, называл себя царем леса, но ни одно деревцо на него даже не взглянула. Вскоре прилетела синичка и сказала, что вовсе не пню люди кланялись, а искали вокруг него грибы опята, да и те не нашли рядом с этим старым пеньком.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: