§ 26. Словосочетание - cтраницы 61, 62, 63, 64, 65
129. Прочитайте стихотворение Ю. Владимирова. В некоторых словосочетаниях нарушена смысловая связь, Это вызывает у нас улыбку. Найдите этот эти словосочетания. Выпишите словосочетания из первой части стиха , обозначая графически главное и зависимое слово.
Мама сказала Нине:
- Нина, Купи в магазине
фунт мяса, бутылку кваса,
сахарный (слов.) песок (слов.),
спичечный (суффикс - еч-) коробок (короб),
масло и компот.
Деньги - вот.
Народу в лавке масса,
Большая очередь в кассу,
наконец очередь Нинки
Нина твердит без запинки:
- Дайте фунт класса,
бутылку мясо,
спичечный песок,
сахарный коробок,
масло и компот.
Деньги - вот.
Словосочетания, вызывающие улыбку: фунт класса, бутылку мясо, спичечный песок, сахарный коробок.
130. Составьте словосочетания. Отметьте в них крестиком Главные слова. Какое правило вы использовали, вставляя пропущенные буквы?
131. Из данных ниже слов выберите те, которые могут быть связаны по смыслу со словами буква и звук. Составьте словосочетания. Запишите их. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слово.
132. Выпишите вначале словосочетания, а затем слова. Обозначьте в словосочетаниях главное слово. Укажите четыре разные части речи.
Слова: урок, на уроке, читал, беседа, посещение, в музее, музейный.
Существительное: начало, урока, книга, знания, класс, товарищи, музей, беседа, посещение.
Прилагательные: интересное, компьютерный, музейный
Глаголы: читаем, стремиться, беседовать, посетить, посещать, читал.
Наречия: изредка.
133. Диктант. Обозначьте в словосочетаниях главное слово., Укажите, какой частью речи оно является. Укажите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
Слова с проверяемыми безударными гласными в корне: гостей, обращайся, приближается.
134. 1. Замените словосочетание "существительное + существительное" словосочетаниями "прилагательное + существительное". Запиши, составьте предложения с любыми двумя словосочетаниями.
Городские жители чаще ездят на природу. Обложка книги настолько красивая, что я ставлю эту книгу первой на полке.
135. Составьте предложения, употребив в них сочетания данных ниже глаголов со словом доска.
Перед каждым уроком нужно стереть с доски записи с прошлого урока. Учитель будет вызывать к доске по алфавитному порядку. Я люблю стоять у доски. Учитель велит подойти к доске. Мы решили повесить таблицу умножения на доску. До конца урока нам нужно было списать с доски. Учитель попросил меня разделить доску на квадратики. Товарищ мешает мне смотреть на доску. Мне разрешили отойти от доски.
136. Прочитайте текст. Найдите два предложения, в которых сформулирована основная мысль высказывания. Выпишите 5 словосочетаний " существительное + существительное ".
Основная мысль текста: русским словом можно передать абсолютно любые мысли, эмоции и даже музыку и творчество. Предложения, в которых, на мой взгляд, сформулирована основная мысль: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом." и "Нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения."
137. В какой колонке приводятся сочетания главных членов ( подлежащего и сказуемого ), а в какой данны словосочетания? Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое двумя.
Сочетание главных членов представлено в левой колонке, а в правой - даны словосочетания.
138. Ученик сделал заготовки к предстоящему сочинению. Он записал словосочетания. Определите тему его сочинение. Как можно его озаглавить? Расскажите о том, что случилось на птичьем дворе.
Тема сочинения - происшествия на птичьем дворе. Я бы озаглавил этот текст, как "Опасная птица".
На птичьем дворе паслись белые куры. Но вдруг в небе закружил страшный коршун, выслеживая свою добычу. Бедные курочки сгрудились в кучу от страха перед большой опасность. В это время добрая птицница выглянула в окно и увидела, что ее птица взволнованно смотрит в небо. Птичница взяла ружье и вышла на крыльцо. Увидев коршуна, она выстрелила в небо, чем спугнула хищника.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: