Зрелища, возникшие в древности. Какие из них любимы и в наши дни? Какие зрелища по требованию христиан были запрещены? Почему?

История многих из известных сегодня зрелищ уходит корнями в глубокую древность. Люди в разных странах до нашей эры и в начале нашей эры любили и умели развлекаться. Давайте посмотрим, какие из известных нам зрелищ появились давным-давно, какие существуют до сих пор, а какие остались в прошлом.

Олимпийские игры

Знаменитые Олимпийские игры в честь Зевса Олимпийского зародились еще в Древней Греции и проводились каждые 4 года в городе Олимпия. Спортивные соревнования имели столь грандиозный успех и большое значение для общества, что на время Олимпийской гонки прекращались войны и устанавливалось священное перемирие.

Олимпийские игры Древней Греции представляли собой религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии. Сведения о происхождении игр утеряны, но сохранилось несколько мифов, описывающих это событие. Из истории к нам дошло множество документов, строений и скульптур того периода. Если внимательно присмотреться, то заметим, что все статуи того периода показывают тела людей и не просто любые тела, а красивые. В тот период истории был распространен культ красивых форм для строений и культ красивых тел. «В здоровом теле здоровый дух», - так можно описать одну из идей и причин появления таких скульптур. Занятия спортом и спортивные соревнования начались уже в этом древнем периоде. Победителей на соревнованиях почитали, как героев на войне. Первое документально подтверждённое празднование относится к 776 году до н. э. Они были учреждены Гераклом, хотя известно, что игры проводились и раньше. Олимпийские игры существенно потеряли своё значение с приходом римлян. А после того, как христианство стало официальной религией, игры стали рассматриваться как проявление язычества, и в 393 году н. э. они были запрещены императором Феодосием I.

Сегодня Олимпийские игры проводятся каждые 4 года летние и каждые 4 года зимние.

Театр

Театральные представления, драмы, комедии сегодня любимы всеми. Считается, что театр возник в Древней Греции. Он был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социальные понятия. Первоначально театр служил видом чествования бога Диониса. Так как религия была тесно связана с государственной жизнью, спектакли рассказывали о праздниках Диониса и были предметом забот государственных властей. Театральные представления быстро обрели популярность в Афинах, специально для театров выдающиеся поэты стали писать пьесы, возводились масштабные сооружения театров, вмещавших в себе до десяти тысяч зрителей.

Самый большой театр в Афинах, Театр Диониса, был сооружен на юго-восточном склоне акрополя, на том участке земли, где находились два храма Диониса Освободителя. Актёры в Афинах и других местах составляли в более позднее время общества под названием «дионисовских мастеров». Наибольшее развитие театральные представления получили в Афинах со времени прочного установления демократии, то есть с начала V века до н. э.

Греческие театры, в частности, афинский, благодаря обширности и удобствам размещения публики служили и местом народного собрания, особенно с III века до н. э. Сами представления, как и пьесы, с конца IV века до н. э. утратили религиозный характер, а вместе с тем и связь с Дионисовскими праздниками; важные события государственной жизни праздновались драматическими представлениями.

Карнавальные шествия

Сегодня мало кто сегодня хоть раз в жизни не слышал о Карнавале в Рио-де-Жанейро, Венецианском карнавале, Китайском новогоднем шествии и фестивале «небесных фонариков» или Мексиканском карнавале в День всех святых. А уж о народных гуляниях на Новый Год, в Масленицу или на Рождественские святки все русские люди знают очень хорошо. Но мало кто знает, что традиции праздничных шествий возникли задолго до начала нашей эры. Так в Древней Греции были очень популярны праздничные шествия в честь бога Диониса и костюмированные гуляния. В Древнем Риме проводился праздник в честь Сатурна, с именем которого связывали введение земледелия и успехи культуры. Во время так называемых сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников запрещалось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы.

Известны и красочные праздничные шествия в Древнем Китае. Так люди отмечали Китайский Новый Год по лунному календарю. Праздник шел несколько дней и завершался красочным запуском «небесных фонариков». Этот праздник тоже был связан с китайской мифологией. Согласно древнему мифу, в начале каждого нового года китайцы прячутся от чудовища по имени Нянь. Нянь приходит в первый день Нового года, чтобы пожирать скот, зерно и пищевые припасы, а иногда и сельских жителей, особенно детей. Чтобы защитить себя, жители клали еду при входе в помещение, напротив двери, с приходом каждого нового года. Согласно преданию, чем больше будет еды, тем добрее и уступчивее будет зверь, а после того, как Нянь насытится приготовленной для него едой, он больше не нападёт на людей и оставит их в покое. Однажды люди увидели, что Нянь испугался маленького ребёнка, одетого в красную одежду, и решили, что он боится красного цвета. С тех пор каждый раз, когда приходит Новый год, люди запускают в небо красные фонари и развешивают красные свитки на окнах и дверях своих жилищ. По поверьям, эти традиции отпугивают чудовище и вынуждают его обходить поселения. Важным моментом празднования Китайского Нового Года является танец дракона.

Гладиаторские бои

Гладиаторские бои были известны еще с Древнего Рима. Основной причиной возникновения гладиаторских игр являлся заимствованный у этрусков погребальный обряд. Потенциальные жертвы человеческих жертвоприношений - не только рабы, но и свободные - должны были с мечами в руках сражаться около могилы, и, таким образом, погибал слабый, а сильный оставался в живых, вызывая восторг присутствующих. Многие рабы в Древнем Риме добровольно старались попасть в школу гладиаторов, так как сражаясь на арене и завоевывая уважение публики, они могли завоевать себе свободу. В 105 году до н. э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ. Отныне государство возлагает на своих магистратов заботу об их устроении. Гладиаторские игры становятся и в столице, и по всей стране любимейшим зрелищем.

Это «кровавое зрелище» не дожило до наших дней. В 325 году император Константин, способствуя распространению христианства, выпустил эдикт, порицающий «кровавые игрища» по всей Римской. Отныне на арену запрещалось посылать «на убой» осужденных на смерть преступников. Однако тот же самый император Константин сам способствовал отмене собственного эдикта, предоставив жрецам в Умбрии и Этрурии, в порядке исключения, право проводить гладиаторские бои. После этого гладиаторские бои вновь стали возрождаться несмотря на то, что христианская церковь продолжала добиваться окончательного запрета «кровавых игр». Лишь спустя почти 75 лет, в 399 году, император Гонорий закрыл последние гладиаторские школы, а еще через пять лет последовал окончательный запрет гладиаторских боев. Поводом этому послужило одно происшествие - христианский монах Телемах выскочил на арену и бросился разнимать сражавшихся гладиаторов, это стоило ему жизни, поскольку разгневанная толпа набросилась на миротворца и растерзала его. Однако, под впечатлением его мученической смерти император Гонорий навсегда запретил гладиаторские игры.



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: