Древний Египет - cтраницы 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35

Задание 22. Впишите недостающие слова.

Египет - так называлась страна которая располагалась (по берегам какой реки? от какого места и до какого моря?) на берегу реки Нил от первых порогов до Средиземного моря (на каком материке? в какой его части?) в северо-восточной части Африки. Первой столицей Египетского царства стал город Мемфис. Правителей Древнего Египта называют фараонами.


Задание 23. Ответьте на вопросы и выполните задание.

В древнеегипетской «Повести о двух братьях» старший брат говорит младшему: «Давай приготовим плуг и упряжку быков, потому что хлебное поле вышло из-под воды...» Объясните эти слова старшего брата. Чем он предполагает заняться? В каком месяце по нашему календарю поля в Древнем Египте освобождались от воды? С каким явлением природы это было связано? Опишите его.

В повести брат предлагал заняться вспашкой земель. В сезон дождей в июле Нил разливался, а к ноябрю вода спадала, но на месте разлива оставался ил, который служит отличным удобрением для будущего урожая.


Задание 24. Выполните задание по рисунку современного художника «Сбор налогов в Древнем Египте».
В древнеегипетском тексте сказано: "Горе земледельцу! Он связан, связаны его жени и дети".
Предположите, кто этот египтянин в белых одеждах и с посохом в руке. Что за люди его сопровождают (справа)? Чем занят сидящий на земле человек со скрещенными ногами? Справа от него изображены две пустые корзины: чем они будут наполнены? Кого и почему поставили на колени (в центре)? Кто эта женщина с детьми (слева)? Почему происходяшее стало для земледельца горем?

Египтянин в белых одеждах и с посохом - это сборщик налогов. Его споровождает вооруженная стража. На земле со скрещенными ногами сидит писарь, который фиксирует сдачу налогов. Две корзины должны быть заполнены урожаем земледельца в качестве уплаты налога. В центре на коленях стоит земледелец, который, по видимому, не может расплатиться, и его ждет наказание. А женщина с детьми - это семья земледельца, которые тоже ждут своей горькой учести.


Задание 25. Заполните «линию времени».

Отметьте на «линии времени» год образования единого государства в Египте. Подсчитайте, сколько лет назад это было (вычисления делайте письменно).

3000 + 2020 = 5020 (лет).
Образование единого государства в Египте произошло 5020 лет назад.


Задание 26. Заполните контурную карту «Древний Египет».
1. Напишите название реки, протекающей через Египет, и обозначьте на ней 1-й порог.
2. Закрасьте зеленым цветом районы земледелия в Египте.
3. Напишите названия двух морей, ближайших к Египту.
4. Закрасьте кружочек, обозначающий девнюю столицу Египта, и напишите ее название.
5. Обозначьте значком Δ рацон пирамид.



Задание 27. Впишите недостающие даты.

а) Единое государство в Египте образовалось около 3000 года до н.э.
б) Пирамида фараона Хеопса была построена около 2560 года до н.э.
в) Завоевания фараона Тутмоса были совершены около 1500 года до н.э.


Задание 28. Заполните контурную карту «Военные походы фараонов» (с. 22)

а) Обозначьте стрелками направления завоевательных походов египетских войск.
б) Обведите границы Египетского царства около 1500 года до н.э.
в) Напишите название азиатской реки, до которой доходили границы Египетского царства на севере
г) Закрасьте кружочек, обозначающий город в Азии, который более полугода осаждали войска фараона Тутмоса, и напишите название этого города.
д) Закрасьте кружочек, обозначающий столицу Египта во времена фараона Тутмоса, и напишите название этого города
е) Страны и полуостров, завоёванные фараонами за пределами Египта, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия:



1) Нубия
2) Синайский полуостров
3) Палестина
4) Финикия
5) Сирия



Задание 29. Впишите недостающие слова.

Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н.э. фараон по имени Тутмос.

У египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из бронзы. Так называется сплав двух металлов: олова и меди.

Войсками фараонов были завоеваны в Африке богатая золотом страна Нубия, в Азии - богатый залежами медной руды Синайский полуостров и страны:
а) Финикия
б) Сирия
в) Палестина
Границы Египетского царства в Азии доходили до реки Евфрат, а в Африке - до 5 порога на реке Нил.


Задание 30. Заполните «линию времени». Отметьте на «линии времени» даты, связанные с правлением фараонов Хеопса и Тутмоса. Могли ли эти владыки Египта что-нибудь знать друг о друге? Объясните, почему вы так думаете.

Тутмос жил в 1500 г. до н.э., а Хеопс - в 2560 г. до н.э.
Только фараон Тутмос мог знать о Хеопсе, так как он жил позже него.


Задание 31. Впишите недостающие буквы в имена богов и священных животных, почитавшихся древними египтянами:

  • Анон -бог солнца
  • Апоп - бог тбмы
  • Геб - бог земли
  • Нут - богиня неба
  • Тот - бог мудрости
  • Бастет - покровительница женщин и их красоты
  • Алис - священный бык
  • Сет - бог пустыни
  • Осирис - фараон и судья в царстве мертвых
  • Гор - бог - покровитель правящего в Египте фараона
  • Исида - богиня - жена Осириса
  • Амубус - бог - покровитель умерших
  • Маат - богиня правды

Задание 32. Вспомните мифы о богах и ответьте на вопросы.

1) Как египтяне именовали Кота и Змея, изображенных на рисунке? Кто всегда побеждает в схватке между Котом и Змеем? Где она происходит? Как долго продолжается?

Борьба кота со змеей символизирует смену дня и ночи. Кот - это бог Ра, а змея - Апон. С рассветом побеждает Ра, с закатом. -Апол.

2) Какое событие художник изобразил на рисунке? Опишите рисунок. Что изображено на нем? Чьи имена из тех, кто изображен на рисунке, вам известны? Что вы знаете о каждом из них? С какой целью принесли деревянный ящик?

Согласно мифу, на рисунке изображен акт предательства царя Осириса братом Сетом. Осирис был старшим братом, поэтому ему суждено было быть правителем Египта, но Сет был завистливым и придумал план, как избавиться от брата. Он сделал красивый саркофаг и обманным путем заманил Осириса в него прилечь. Но сразу, как только Осирис лег в саркофаг, Сет закрыл засовы, залил свинцом и выбросил в Нил.


Задание 33. Ответьте на вопросы. Вспомните сказания о богах. Кто мог бы сказать о себе такие слова? По какому поводу?

1) Я скрывала его, я прятала его из страха, чтобы его не убили. Позвала я обитателей болот, чтобы они помогли мне. Одна мудрая женщина сказала мне: «Не унывай и не бойся! Ребенок твой недоступен своему противнику: заросли непроходимы, смерть не входит через них!»

Исида. После убийства Осириса ей пришлось прятаться с сыном Гором от Сета.

2) Зависть и злоба терзают меня. Тот, кому я завидую, красив, добр, повелевает тысячами людей. Меня же все они проклинают и ненавидят. Ради захвата власти в стране я пойду на все, вплоть до убийства.

Слова принадлежат Сету. Он не мог видеть, как на троне сидит его брат Осирис, поэтому убивает его ради власти.

3) Имя моё Амамат, что значит «Пожирательница». Тем из вас, кто не делал зла и не был причиной чужих слёз не надо бояться моих острых зубов. Но горе завистникам, лгунам и ворам! Рано или поздно мы с ними встретимся.

Мифическое существо, египетская богиня истины и справедливости, закона и порядка.


Задание 34. Придумайте подрисуночную подпись и ответьте на вопросы.

1) Ночь… Куда крадучись идут двое египтян? «Я боюсь гнева богов!» - дрожит от страха один. «Не будь трусом - мы умилостивим богов жертвами!Поспешим, я знаю как проникнуть внутрь!» - торопит другой. Что они замышляют? Чем привлекают их каменные громады? Вы дадите ответ, если вспомните, что нашли археологи в неразграбленной гробнице фараона Тутанхамона, вырубленной в скалах на западном берегу Нила.

Египтяне крадутся к гробнице фараона, чтобы ограбить. Вместе с фараоном хоронились и дорогие вещи, урашения, золото, одежды.

2) С помощью дополнительных источников (в том числе Интернета) выясните, где сейчас находятся предметы из гробницы Тутанхамона.

Предметы из гробницы Тутанхамона сейчас лежат в Каирском музее.


Задание 35. Ответьте на вопросы.

1) Почему человек, умеющий читать и писать, казался египтянам настоящим мудрецом?

Только высшая знать, которые считались посланниками богов на земле, владела письменностью и чтением. Бедные люди не могли обучаться грамоте.

2) Чему учили детей в школах Древнего Египта?

Дети в Древнем Египте изучали грамматику, астрономию, письмо, счет.

3) На чем и чем писали ученики египетских школ?

На папирусе или глинянных табличках.

4) Почему окончившие школу египтяне могли позволить себе носить чистые белые одежды, а на руках у них не было мозолей?

Те, кто освоил знания письма, чтения, астрономии, становились вельможами.


Задание 36. Решите древнюю задачу и ответьте на вопросы.


В написанном на папирусе древнеегипетском задачнике для школы имеется такая задача: «Было семь домов, в каждом семь кошек, каждая кошка съела семь мышей, каждая мышь съела семь колосков, каждый съеденный колосок мог бы дать семь мер зерна. Найдите сумму общего числа домов, кошек, мышей, колосков и мер зерна ».

1) Давайте вместе найдём эту сумму.

Сколько кошек обитало в семи домах? 7 кошек
Сколько мышей съели кошки? 7 мышей
Сколько колосков съели мыши, прежде чем были съедены кошками? 7 колосков
Сколько мер зерна дали бы колоски, съеденные мышами? 7 мер

Теперь сложите числа:

домов 7
кошек 7
мышей 7
колосков 7
мер зерна 7

Итак, чему равна общая сумма? 35

2) Кошки почитались египтянами как священные животные. Если бы не они, то всему населению Египта угрожал бы голод. Подумайте почему.

Кошки считались священными, потому что они охотились на мышей, а мыши в то время могли нанести серьезный урон в сельском хозяйстве.

3) Кем становились выпускники школы в Древнем Египте? Где им могло ежедневно пригодиться умение умножать, складывать, вычитать и делить?

Вельможами, пажами у вельмож.

Задание 37. В вашем учебнике бог солнца назван Амон-Ра. В других книгах тот же бог назван иначе - Амун-Рэ. Знаем ли мы, как надо правильно произносить древнеегипетские имена? Если нет, то почему?

До конца невозможно выяснить, как правильно произносилось имя божества, потому что многие документы не дошли до наших дней, а каждый ученый интерпритирует по-своему и единого мнения на этот счет нет.


Задание 38. Разгадайте чайнворд «На берегах Нила».
1. Бог тьмы, облик которого воспроизводит чайнворд. 2. Древнейший материал для письма, изготовленный из нильского тростника. 3. Книга из папируса, свернутая в трубку. 4. Каменный столб, поддерживающий перекрытие в храме. 5. Священный бык с белой отметиной на лбу. 6. Богато украшенный гроб из дерева или камня. 7. Сын Осириса,победивший злого Сета. 8. Одно из имен Бога Солнца. 10. Богиня неба. 11. Знаменитый фараон-завоеватель. 12. Огромная каменная фигру, изображающая льва с головой человека. 13. Число небольших царств, первоначально возникших в Египте. 14. Животное, в облике которого бог Амон-Ра каждую ночь сражался со свирепым змеем. 15. Бог мудрости, научивший людей письму. 16. Фараон, чью гробницу археологи нашли неразграбленной. 17. Жена фараона, скульптурный портрет которой дошел до наших дней. 18. Значок египетского письма. 19. Слово, которым называют властителей Древнего Египта. 20 Река в Египте.

Ответ:

Древний Египет - 11


Задание 39. Разгадайте кроссворд «В Древнем Египте». Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в обведенных рамкой клетках по горизонтали прочтёте имя французского ученого, разгадавшего в начале XIX (19-го) века тайну иероглифов.

По вертикали:

1. Особое приспособление, при помощи которого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды. 2. Богиня правды. 3. Первая столица Египетского царства. 4. Грамотный египтянни, находившийся на службе у фараона или его вельможи. 5. Фараон, для которого была выстроена самая большая гробница. 6. Частица полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива. 7. Область в Северном Египте, похожая на огромный треугольник. 8. Один из каменных столбов, стоявших перед входом в храм. 9. Бог мертвых с головой шакала.

Ответ:

Слово по горизонтали: Шампольон.


Древний Египет - 13


Задание 40. Разгадайте кроссворд., вспомнив слова из древнеегипетского текста «Поучение писцов ученикам» (с. 62 учебника). Определите, какие слова пропущены в приведенных ниже отрывках из «Поучения писцов ученикам». Впишите эти слова в клетки кроссворда в том же числе и падеже, в каких они должны стоять в тексте.

По горизонтали:

1. Будь писцом - он освобожден от работы мотыгой.
5. Читай книгу свою ежедневно.
7. Решай задачи молча.
8. Не проводи ни одного дня в безделье.
9. Если ты будешь бродить по улицам, то будешь избит плетью из кожи бегемота.
11. Обезьяна и та понимает слова.
13. Писца не будут сечь прутьями.

По вертикали:

2. Ты будешь выходить в белой одежде.
3. Будь писцом, чтобы тело твое было гладким.
4. Будь писцом - ты не будешь таскать корзин.
6. Надоело мне повторять тебе наставления.
7. Уши мальчика на спине его.
10. Обучают даже львов, но ты поступаешьпо-своему.
12. Ударю я тебя сто раз.

Задание 41. Ответьте на вопросы. Кто, по мнению египтян, произнёс эти слова? Кому они были сказаны?

1) Я не убивал, я не крал, я не лгал, я не завидовал.

На суде Осириса говорил простой смертый.

2) Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его.

Поучение учеников писцами.

3) Ты как свинья, пожирающая собственных поросят.

Скабал Нут ее муж Теб.


Задание 42. Найдите ошибки.

1) Нил разливаля каждый год с июля по ноябрь.
2) В Египте только одна река - Нил.
3) В Древнем Египте обменивались товарами, денег там не было.
4) Гробница Тутанхамона находилась в долине Царей
5) Пирамида Хеопса, самая большая пирамида в Египте, находится около города Мемфиса.
6) Гробница Тутанхамона была найден в 1922 году и была единственной нераграбленной гробницей, которую удалось найти археологам.
7) Предметы из гробницы Тутанхамона находятся в Каирском музее.
8) Дубов в Египте нет.


Задание 43. Придумайте окончание сказки.


Царевич вышел на балкон дворца, чтобы поприветствовать солнце. Но в это время над дворцом пролетал ястреб, собака разразилась громким лаям и выбежала на балкон, сбив с ног Царевича. Не удержавшись, тот свалился с балкона и разбился об землю. Судьба свершилась!



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: