Работаем с текстом - cтраницы 50, 51, 52
1. Заполните пропуски в предложениях.
Толщина земной коры под ложем океанов равна 5-10 километров, под равнинами суши — 30-50 километров, под горными массивами суши - 75 километров. Континентальная земная кора имеет три слоя: осадочный, гранитный и базальтовый. В то время как океаническая земная кора имеет только два слоя: осадочный и базальтовый.
2. Определите, о рождении какого географического объекта идёт речь в тексте.
К концу дня начались взрывы, продолжавшиеся почти без перерывов в течение нескольких месяцев. Взрывами на поверхность выбрасывались куски твёрдой раздробленной лавы самого различного размера, начиная от пылеватых частиц и кончая глыбами, поперечник которых был до 15 метров. Только за первые три дня из пепла и бомб возникла коническая гора высотой 138 метров. Через год она возвышалась над первоначальной равниной уже на 430 метров.
Вулкан.
Приведите примеры этих географических объектов.
Фудзияма, Сент-Хелен, Этна, Попокатепетль, Калиманджаро.
3. Определите расстояние в градусах и километрах между двумя вулканами, описание которых представлено ниже.
Этот активный вулкан располагается в районе Гвинейского залива, местные жители вулкан называют Монго ма Ндеми. Высота — 4100 метров. В 2000 году произошло последнее мощное извержение.
Единственный действующий вулкан континентальной Европы.Высота — 1279 метров. В результате его извержения 24 августа 79 года были уничтожены древнеримские города Помпеи, Геркуланум.
Везувий (40 с.ш., 14 в.д.), Камерун (4 с.ш., 9 в.д.). Расстояние: 36 с.ш., 5 в.д., 4100 км.
4. Пользуясь физической картой и картой «Литосферные плиты», определите, последствия какого землетрясения, представленного в тексте, будут более разрушительны. Свой выбор объясните.
В двух регионах Земли произошли одинаковые по силе землетрясения. Координаты эпицентра первого — 40° ю.ш. 110° з.д., второго — 42° с.ш. 22° в.д.
Первый эпицентр расположен в океане на границе двух расходящихся плит, возможные последствия небольшие. Второй эпицентр находится на Балканском полуострове, на стыке двух близкорасположенных плит. Полуостров густо населен. Разрушений и жертв может быть больше.
5. Вставьте название горной системы в стихотворение А, Чавчавадзе.
...Став гордым теменем — понтийских волн пределом
И в Каспий врезавшись своим прекрасным телом,
Суровый Голиаф меж двух морей возник —
Кавказ, величием исполненный тайник!..
6. Впишите пропущенные географические названия.
Самое большое по площади и высоте горное сооружение Земли — нагорье Тибетское. Оно расположено на материке Евразия, так же как и самые высокие горы суши Гималаи, в пределах которых находится 96 из 109 самых высоких вершин мира, в том числе и Джомолунгма с высотой 8848 метров. Самая протяжённая горная система на суше Анды расположена на материке Южная Америка.
7. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова,
Выветривание — процесс разрушения и преобразования горных пород.
Физическое выветривание происходит в результате резких изменении температур воздуха и замерзания воды в трещинах горных пород, что приводит к их разрушению.
Химическое выветривание представляет собой процесс разложения горных пород водой, насыщенной газами и природными кислотами. Воздействие живых организмов на горные породы приводит к биологическому выветриванию.
Слова для вставки: физическое (механическое), химическое, биологическое.
8. Впишите в текст название металла, о котором писал известный российский геолог А.Е, Ферсман,
...что было бы с человеком, если бы он вдруг узнал, что всё железо на поверхности Земли исчезло... исчезла бы его кровать, распалась бы вся мебель, обвалились потолки и уничтожилась крыша. На улицах стояли бы ужасные разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни паровозов, ни автомобилей; а растения начали бы чахнуть и гибнуть без живительного металла. Впрочем, человек не дожил бы до этого момента, ибо, лишившись трёх грамм железа в своей крови, он бы прекратил своё существование раньше, чем развернулись бы нарисованные события.
9. Прочитайте рассказ о добыче соли и ответьте на вопросы.
В 1817 году соль добывали в открытой копи — «завале». Однако обильный приток воды сильно мешал правильной добыче, горячие ветры летом заносили пылью и засоряли добытую соль, зимой же во время снежных буранов приходилось совсем бросать работу.
В 1914 году здания соляного промысла располагались на небольшой возвышенности к юго-западу от Гипсовой скалы. Вы входите в небольшой надшахтенный домик и начинаете спускаться в шахту по лестнице. На глубине 40 метров перед вами открывается величественная картина: под ногами внизу огромный зал. Деревянный потолок покрывает всю поверхность зала, так как падение с высоты 70 метров хотя бы незначительной соляной сосульки могло бы угрожать смертью работающим на глубине. Весь зал освещается электрическими лампочками. Долго не может привыкнуть глаз к ослепительно яркому свету, и только через некоторое время начинаешь различать вагонетки и людей.
Какими способами добывают соль?
В соляной шахте собирают со дна бассейна.
Почему была прекращена открытая добыча соли?
Добыча была неэффективной, долгой и трудоемкой.
На какой глубине велась добыча соли в шахте?
Более 40 мин.
Почему потолок в шахте был деревянным?
Легко и быстро устанавливается, не входит в состав с солью.
Почему свет ослепил глаза наблюдателя?
Отражался от соли.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: