1. Вставьте необходимые слова вместо пропусков.

Обобщеное уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков называют картой.

Показатель, по которому можно узнать, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на карте, называют масштаб.

Если на карте все расстояния уменьшены в 100 000 000 раз, то численный масштаб записывают так: 1:100 000 000.

Существуют ещё два вида записи масштаба: именованный и линейный.

2. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

Старые дубы под напором ветра склоняли свои ветви к заходящему солнцу. Встречный ветер был так силен, что готов был сбить туриста с ног, и он повернул налево, продолжив свой путь перпендикулярно пройденной дороге. Стемнело, небо заволокло тучами, турист обнаружил, что он заблудился. Компаса у туриста не было, и он решил, что идёт на юг, а лагерь находился на западе. И тогда турист совершил крутой поворот на 90°.

Определите, в правильном ли направлении пошёл турист к лагерю, ориентируясь на местные признаки. Свой ответ обоснуйте.

Ветер дул на запад, турист шел против ветра, т.е. на восток. Повернув налево на 90 градусов, турист пошел на север. Так как турист перепутал север и юг, то повернул на восток. До лагеря он этим путем не дойдет.

3. Определите точку, через которую проходил беспосадочный перелёт советских лётчиков В.П, Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова по маршруту Москва (Россия) — Портленд (США).

Самолёт всё время шёл на север, перевалив точку Северный полюс самолёт шёл прежним курсом, но уже по направле­нию на юг. Точные часы — морской хронометр, секстант, таблицы и сложные вычисления дали все данные для перестановки указа­теля курса. «Всё в порядке, мы летим на юг!»

4. Прочитайте текст и нарисуйте путь, который прошли школьники. Обозначьте азимуты стрелками, а объекты, мимо которых они проходили, условными знаками плана местности. Расстояние до каждого следующего поворота на плане всегда должно быть равно 4 сантиметрам.

Выйдя из школы, мы двинулись по А=0°, прошли через пришкольный фруктовый сад до просёлочной дороги и по А^45° достигли берега реки. Справа от нас лежал луг, а слева — редко­лесье. Реку мы пересекли по деревянному мосту. Затем мы взяли А=90° и двинулись по шоссе вдоль линии электропередачи. Справа продолжался луг, а слева был ельник. Затем по А^180° мы свер­нули к посёлку, где пополнили запасы воды из колодца. Пройдя по А^135°, мы вышли на берег озера, где остановились на привал. Справа от нас находилось небольшое болото, а слева по берегу озера рос смешанный лес.

Тетрадь-тренажер 5 класс Лобжанидзе - Работаем с текстом - 1

5. Определите, какой картой пользовались герои романа Марка Твена.

Гекльберри Финн утверждал, что карта «врёт», так как на той карте, которой они пользуются во время полёта, разные штаты окрашены в разные цвета, а «на самом деле» их цвет один и тот же — зелёный. «Да неужто ты воображаешь, что каждый штат в природе такого же цвета, как на карте?» — возражал Том Сойер.

Политическая.

Как вы думаете, какой картой им нужно было воспользоваться для полёта на воздушном шаре над территорией США? Объясните почему.

Физическая. Чтобы видеь все возвышенности местности, над которой они пролетают.



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: