§5. Подведем итоги. Как можно отличить живое от неживого? - cтраницы 10, 11, 12, 13, 14
1. Придумай рисунок, иллюстрирующий следующее утверждение: «Все, что нас окружает, - тела живой и неживой природы.
Ответ:
2. Докажи, что нарисованные тобой тела природы, которые ты считаешь живыми организмами, обладают признаками, характерными для всего живого. Для доказательства используй один (по своему выбору) пример живого организма.
Ответ:
Название живого организма |
Признак живого |
Пингвин |
Питается, растет, размножается |
Фасоль |
Питается, растет |
человек |
Питается, растет, размножается, происходит обмен веществ в организме, дышит |
Медведь |
Растет, развивается, дышит, питается |
3. Из предложенного в таблице перечня методов исследования природы выдели знаком «+» те, которые представлены на рисунках, приведенных ниже. Поясни свой выбор.
Ответ:
Название рисунка |
Методы исследования, представленные на рисунке |
|||
Опыт |
Наблюдение |
Измерение |
Описание |
|
Определение размеров живых существ |
- |
+ |
+ |
+ |
Обнаружение воды в телах живой природы |
+ |
+ |
- |
+ |
Для определения размеров наблюдают за живыми организмами, так как разницу можно иногда просто увидеть, возможно, измерение размеров, потом можно составить описание для видимой разницы в размерах.
Для определения содержания воды в организме проводятся специальные опыты, затем проводится наблюдение за прохождением опыта, производятся измерения выделяемой жидкости, составляется описание проведенного опыта.
4. Познакомься с заданиями на лето (§54). Назови методы исследования живой природы, которые тебе предлагают использовать при выполнении летнего задания.
Ответ:
Наблюдение, описание, проведение опытов.
5. Предложи опыт, в результате выполнения которого в составе семян можно обнаружит органическое вещество – жир. Опиши проведение этого опыта по плану.
Цель опыта: обнаружить в семенах растений жир.
Ход опыта: свернуть листок бумаги, положить вовнутрь семена, растереть семена, развернуть листок бумаги.
Результат: на листе бумаги остались жирные следы разных размеров.
Вывод: в состав семян входит жир.
6. Проверь себя, назвав органические и неорганические вещества, содержащиеся в живых организмах.
Ответ:
Вещества |
|
органические |
Неорганические |
Белки, жиры, углеводы, крахмал, сахар |
Вода, минеральные соли |
7. Дай определение следующих понятий.
Ответ:
Живой организм – тела живой природы, обладающие характерными признаками: рост, развитие, размножение, дыхание, наследственность.
Биология – наука о живом.
Биолог – ученый, занимающийся изучением живых организмов.
8. Назови признаки живых организмов.
Ответ:
Наследственность, рост, размножение, обмен веществ, развитие, питание, раздражимость.
9. Если ты начал проводить опыт по проращиванию семян, предложенный в качестве домашнего задания (§4), поделись с одноклассниками своими первыми результатами или трудностями.
Ответ:
Заметки исследователя: более всего трудным оказалось правильное смачивание семян, чтобы не превысить необходимое количество воды, а также поддержание правильной температуры окружающей среды, необходимой для проращивания семян.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: