§28. Как человек изменил Землю - cтраница 139

1. Как влияли на природу Земли древние люди?

Древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей определенную роль сыграл и человек.
2. Какие изменения на Земле вызвало развитие сельского хозяйства?

Плюсы: люди одомашнили некоторых животных, вывели от диких предков множество новых пород; вырастили новые сорта растений.
Минусы: вырубка лесов, осушение болот, вспашка земель повлекли за собой необратимые изменения климата и природы в целом.
3. Какие экологические последствия имело открытие и освоение людьми новых земель?

Люди заселяли новые земли, но не относились к ним бережно. Это привело к печальным экологическим последствиям: облик многих районов Земли, особенно островов, изменился до неузнаваемости. На них почти исчезли леса, перестали существовать уникальные виды растений и животных.
4. К каким отрицательным последствиям привело создание и использование новых, неизвестных в природе веществ?

Эти вещества и изделия из них, попадая в окружающую среду, загрязняют ее, отравляют все живое. Оказываясь в почве, они не разрушаются тысячелетиями.
5. Чем опасны радиоактивные отходы?

Излучение от них вызывает смертельные заболевания людей и животных, загрязняет все в природе.
6. Перечислите важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству.

Это проблемы:
  • сохранения многообразия живого на планете;
  • уничтожения лесов;
  • опустынивания;
  • загрязнения различными видами отходов.
7. Рассмотрите рисунок на с. 137 учебника (внизу), на котором художник изобразил озоновые дыры. Определите, над какими участками земного шара они образовались.

Ответ: Над Антарктидой.
8. Предложите и обсудите в классе способы решения важнейших экологических проблем, о которых рассказано в учебнике.

Необходимо бороться не с последствиями, а с причинами проблем. Например, использовать альтернативные виды энергии (солнечную), повторно утилизировать отходы, сокращать выбросы в атмосферу, использовать экологичные виды топлива, развивать науку биоинженерию, которая поможет справиться со многими проблемами.
9. Оцените возможности своего собственного участия в решении экологических проблем. Какие ваши действия могли бы помочь сохранению живого на планете, защите окружающей среды от загрязнений, решению других проблем?

Не выбрасывать мусор в лесах, на берегу реки или озера. Не ломать ветки деревьев, не уничтожать мелких животных и насекомых, не разжигать костры.
10. Познакомьтесь с материалами учебника о кислотных дождях, истощении озонового слоя, парниковом эффекте. Какие меры борьбы с этими опасными явлениями вы можете предложить?

  1. Предотвращение кислотных дождей: поиск альтернативных источников добычи энергии, экологически безопасный автотранспорт, новые технологии производства и технологии очистки выбросов в атмосферу.
  2. Борьба с озоновыми дырами: глобальная очистка атмосферы от фреонов или получение озона искусственно.
  3. Борьба с глобальным потеплением: радикальное сокращение выбросов в атмосферу и геоинженерные методы.
11. Ежегодно в сельском и лесном хозяйстве России используется до 100 тыс.т. ядохимикатов. Установлено, что около половины этого количества смывается в водоёмы. Сколько тонн ядохимикатов попадает ежегодно в водоёмы нашей страны? Как вы думаете, какое воздействие это оказывает на природные сообщества водоемов? Сказывается ли это на здоровье людей?

Ежегодно в водоемы попадает 50 тыс. тонн ядохимикатов, это оказывает плохое воздействие на природное сообщество водоемов, ведь все их обитатели будут заражены. Это плохо сказывается и на здоровье людей, ведь эту воду мы возможно мы будем пить, а рыба из этих водоемов возможно попадет на наш стол.
12. Подготовьтесь к дискуссии на тему «Мусоросжигающие заводы: за и против».

План подготовки:

  • За: заводы позволяют утилизировать отходы быстрее, чем они бы разлагались в природе; снижение затрат на вывоз мусора и его хранение.
  • Против: сжигая их, в атмосферу попадают ядовитые вещества; требуется много энергии на сжигание мусора.


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: