Тема 3. Сложные предложения с союзами и, а, но - cтраницы 16, 17, 18, 19, 20, 21
НЕОБХОДИМЫЙ УРОВЕНЬ
Выбери один вариант ответа и обведи его в кружок (№ 1-7).
1. Не является сложным предложение.
1) Звуки гитары его потрясли, он даже бросил петь и только восхищённо щёлкал.
2) Синицы садились на крышу клетки, сыпали на клеста снег и тинькали в самое ухо.
3) Мелькнули красные крылья, Капитан пропал, улетел за наш дом.
4) Кривоклювый Капитан пел целыми днями, песня его звучала сочно и сильно.
2. Есть ошибка в схеме.
1) [- =] и [- =].
2) [_ =], и [- =].
3) [- =], а [- =].
4) [- =], но [- =].
3. Союз но соединяет части сложного предложения.
1) Мальчик и служанка сейчас же выбежали на поиски, но найти солдатика не могли.
2) Он чувствовал огонь, но всё ещё держался стойко, с ружьём на плече.
3) Его лодка скользнула вниз, но бедняга держался по-прежнему стойко.
4) Оловянный солдатик уже видел впереди свет, но вдруг услышал страшный шум.
4. Нужно поставить запятую перед союзом и в предложении
1) Архимед с детства подружился с миром чисел и всю жизнь восхищался логикой их строгих законов.
2) Он жил очень давно и память о нём обросла ракушками вымыслов и легенд.
3) Отец его был математиком и астрономом состоял в родстве с правителем Сиракуз.
4) Архимед забывал о пище и чертил в пыли на песке и даже на собственном теле.
5. Это схема сложного предложения, в одной из частей которого есть однородные члены.
1) [- =, 0, © и ©].
2) [- = и О, и О, и О].
3) [- =], но [- =].
4) [- = О и О], и [- ©, 0].
6. Схеме [— =], и [— =], но [= —]. соответствует предложение.
1) Оловянный солдатик был тронут, и он чуть не заплакал оловом, но удержался.
2) Рыба металась туда и сюда, но вдруг блеснул свет, и она замерла.
3) Бумага совсем размокла, и оловянный солдатик пошёл было ко дну, но в ту же минуту его проглотила рыба.
4) Кухарка взяла оловянного солдатика и отнесла в комнату, но он не загордился.
7. Летом налетит с юга горячий ветер, иссушит степь, и погибнут растения от засухи.
Этому предложению соответствует схема.
1) [© -, ©], и [= -].
2) [= -], [= -], и [= -].
3) [= -], [© - и ©].
4) [© -, © и ©].
8. Распредели примеры в группы, обозначенные цифрами:
1) простое предложение с однородными членами.
2) сложное предложение.
3) сложное предложение, в одной из частей которого есть однородные члены.
а) В России лесорубы валят деревья, а плотогоны связывают из брёвен плоты и сплавляют по бурным рекам.
б) И стены, и лестницы, и перегородки домов во Вьетнаме делают из бамбука.
в) Японцы свои лёгкие дома делают из деревянных планок, перегородки внутри раздвигаются.
г) Нигерийцы* стены сплетают из веток пальмы и сверху обмазывают глиной.
1) г, б.
2) в.
3) а.
*Нигерийцы - жители Нигерии, государства в Африке.
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ
Самостоятельно запиши ответ в строке или указанном месте (№ 9-10).
9. Объясни графически расстановку знаков препинания.
Динозавры относились к наземным рептилиям. Среди них встречались и плотоядные, и травоядные динозавры. Чешуя покрывала тела большинства из них, но в воде они не жили, только изредка заходили в реки, озёра и болота.
Самыми большими животными на планете были бронтозавры (в переводе «громовой ящер»). Земля под их весом дрожала и стонала. Тело у них было как у слона, они имели очень длинные хвосты, а весили эти животные около сорока тонн. Бронтозавры в основном жили в воде, и вода служила им защитой от огромных плотоядных соперников-ящеров.
(По энциклопедии для детей «Всё обо всём»)
Передай содержание текста в двух предложениях, одно из которых будет сложное, а другое - простое с однородными членами.
Динозавры - наземные рептилии - были и плотоядные, и арстительноядные.
Самыми большими животными на планете были бронтозавры, они весили окло 40 тонн и жили в воде.
10. Исправь ошибки в постановке запятых и расставь недостающие знаки препинания.
Маленькая девочка стояла на шаре и потом вдруг побежала, но шар завертелся под её ногами, и она поехала вокруг арены. Она бегала по шару своими маленькими ножками, и голубой шар вёз её на себе. Она могла ехать на нём и прямо, и назад, и налево. Кто-то ей подал разные колокольчатые браслеты, и она одела их себе на туфельки, и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре. Девочка вдобавок умела светиться в темноте, и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела. И это всё было, как в сказке.
Зажгли свет, и девочка соскочила со своего шара. Я вдруг очень испугался, и вскочил на ноги, и хотел бежать к ней. Но девочка вдруг остановилась, раскинула свои длинные руки, оркестр замолк, и она стояла и улыбалась.
(В. Драгунский «Девочка на шаре»)
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: