§33. Простые и сложные предложения - cтраницы 172, 173, 174, 175, 176, 177, 178, 179, 180, 181, 182, 183
443. Прочитай предложения. Чем они отличаются друг от друга?
1) Как ты думаешь, почему в четвертом предложении стоит запятая? Почему в пятом предложении две запятые? Что они разделяют?
2) Ты прочитал учебно-научный текст. Из скольких частей он состоит?
3) На какой вопрос отвечает каждая часть?
Запиши эти вопросы под цифрами. У тебя получился план текста.
Перескажи текст с опорой на план.
Предложения отличаются количеством грамматических основ.
Первое предложение – одна основа, второе – одна основа, третье – одна основа. Четвертое две основы, то есть два простых предложения в составе сложного. В пятом предложении три основы, это сложное предложение состоит из трех простых. Все простые предложения в составе сложных отделяются запятыми.
444. Прочитай предложения. Определи, сколько грамматических основ в каждом предложении. Подчеркни основы простым карандашом. Спиши только сложные предложения, подчеркни грамматические основы. Обозначь знакомые орфограммы.
Объясни, почему в предложениях поставлены запятые.
445. Прочитай. Определи, простые это предложения или сложные. Как ты будешь действовать? Спиши. Составь схему каждого предложения. Сколько здесь простых предложений?
Сколько сложных предложений? Чем интересны выделенные слова? Как называются эти глаголы?
446. Прочитай предложение. Сколько в нем грамматических основ? Подчеркни основы простым карандашом. Сколько частей в этом предложении? Поставь запятые между частями.
Спиши предложение нарисуй его схему. Обозначь орфограммы.
447. Прочитай предложения. Подчеркни грамматические основы. Сравни предложения. Что разделяет запятая в первом и во втором предложениях?
Грамматические основы предложений:
Цветы пестрели, бабочки порхали.
В первом предложении запятые разделяют однородные второстепенные члены.
Во втором случае запятая разделяет два простых предложения в составе сложного.
448. Прочитай текст. Найди и подчеркни грамматические основы в предложениях простым карандашом. Определи, простые или сложные это предложения. В каком предложении пропущена запятая? Поставь эту запятую. Впиши. Нарисуй схему каждого предложения.
Чем интересны выделенные слова? Что они означают? Какие еще глаголы – синонимы можно добавить в этот ряд? Как ты думаешь, уместно ли употребил автор глагол плелся?
Попробуй заменить его синонимами. Что получилось?
449. Прочитай предложения. Найди и подчеркни грамматические основы. Каким предложениям соответствуют схемы, данные после текста? Спиши в таком же порядке как идут схемы. Поставь где это нужно запятые. Что разделяет запятая в первом предложении?
450. Придумай и запиши предложения по схемам. Что разделяет запятая во втором и в третьем предложениях.
451. Прочитай текст. Подчеркни простым карандашом грамматические основы. Найди и выпиши предложения, которые соответствуют схемам.
452. Из данных простых предложений составь несколько сложных. Запиши предложения, расставь знаки препинания. Нарисуй схемы предложений.
453. Спиши. Напиши вместо точек подходящие слова. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему каждого предложения.
454. Спиши тексты скороговорок. Пользуясь инструкцией, поставь запятые там, где это нужно. Нарисуй схему каждого предложения.
455. Прочитай. Найди границы предложений, поставь знаки в конце предложений. Пользуясь инструкцией, расставь запятые. Спиши. Нарисуй схему каждого предложения.
456. Диктант с подготовкой. Прочитай. Пользуясь инструкцией, определи, нужно ли ставить запятые в предложениях. Поставь простым карандашом, где это нужно запятые.
Подчеркни и объясни орфограммы. Закрой учебник. Напиши под диктовку.
Открой учебник, проверь написанное. Нарисуй схему каждого предложения.
458. Спиши. Поставь, где это нужно запятые. Выполни разбор одного простого и одного сложного предложения.
В полдень от горячих лучей солнца плавится снег. Пройдут дни, загудит весна. В лучах солнца оживают на час или два жучки, паучки, мошки. Иногда перелетают комарики. Солнце распаривает, чернеет вокруг снег. (повеств., невоскл., сложное.)
460. Самостоятельно назови ключевые слова темы.
Ключевые слова темы: простое предложение, сложное предложение, грамматическая основа, распространенное предложение, однородные члены, интонация.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: