§32. Предложения с однородными членами - cтраницы 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 170
423. Прочитай. Найди и подчеркни главные члены предложений. Поставь к ним вопросы.
Чем отличаются второе и третье предложение от первого? А второе от третьего?
Что изменилось в этом предложении по сравнению с предыдущими? Какой вопрос возникает?
Второе и третье предложение отличаются тем, что в них по два сказуемых.
Четвертое предложение отличается тем, что в нем три подлежащих. Возникает вопрос: может ли быть в предложении два или даже три сказуемых и как их можно называть?
424. Прочитай. Найди и подчеркни главные члены в предложениях. Поставь к ним вопросы.
Сравни предложения. Чем они отличаются? Какой вывод ты можешь сделать?
Уточни в толковом словаре значение прилагательного однородный. Как ты думаешь, почему эти члены предложения так называются?
В предложениях 2,3,4 несколько сказуемых, они разделяются запятыми и соединяются союзом и. можно сделать вывод, что в предложении может быть несколько сказуемых при одном подлежащем или несколько подлежащих при одном сказуемом. Предложение с несколькими подлежащими или сказуемыми называется предложением с однородными членами. В толковом словаре слово однородный толкуется так: одинаковый, относящийся к одной и той же группе (роду, разряду).
425. Прочитай отрывок из стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса». Из каких членов предложения состоит лесная песня? Прочитай ее с интонацией перечисления. Есть ли в этом отрывке друге однородные члены? Как надо прочитать это предложение? Спиши лесную песню.
Лесная песня состоит из подлежащих. В этом отрывке есть и однородные сказуемые: рассядемся, будем петь. При чтении этого стихотворения нужна интонация перечисления.
426. Прочитай текст про себя. Какие слова нужно читать с интонацией перечисления? Прочитай вслух, соблюдая интонацию перечисления.
Докажи, что древние русские имена говорят о богатстве русского языка. Встречал ли ты эти имена? Где? Расскажи. Как ты думаешь, какие фамилии образовались от этих имен?
С интонацией перечисления нужно читать имена собственные. Имена собственные, которые давали родители своим детям, говорят о богатстве русского языка. Давали имена по внешним приметам: Черняй, Чернявка, Бел, Беляй, Малюта, Некраса.
По характеру ребенка: Бессон, Молчан, Несмеяна, Неулыба, Добр, Смирной. По тем чувствам, которые дети вызывали у родителей: Любим, Любава, Милава, Нечай. Эти имена встречаются в фамилиях, которые от них произошли: Беляй – Беляев, Молчан – Молчанов, Булгак – Булгаков, Смирной – Смирнов, Любим – Любимов, Нечай – Нечаев, Черняй – Чернов, Некраса – Некрасов.
427. Спиши предложения. Найди и обозначь главные члены. Есть ли среди них однородные? Покажи графически, какие члены предложения однородные. Прочитай предложения с однородными членами. Не забудь об интонации перечисления.
428. Спиши текст. Найди и подчеркни главные члены в каждом предложении. Покажи графически однородные члены.
Подчеркни знакомые орфограммы, объясни написание.
Рассмотри еще раз схемы предложений с однородными членами. Какой знак разделает однородные члены на письме?
429. Прочитай. Определи, какая схема соответствует каждому предложению. Спиши в порядке следования схем.
Ночью в полях под напевы метели дремлют березки и ели.
На дворе стоит бычок и жует свой язычок.
Выйдет солнышко опять, в окна к нам заглянет.
430. Запиши предложения по схемам.
Гуси и лебеди гнездятся на озере.
Гуси и лебеди плавают, плещутся, ныряют.
Летом так чудесно поют зарянки и соловьи.
431. Спиши текст. Поставь, где это нужно, запятую между однородными членами. Покажи графически однородные члены.
432. Составь и запиши предложения по схемам.
Волга и Ока текут в Каспийское море.
Белые лилии и желтые кувшинки цвели в пруду.
Яркие звезды мерцали, сияли, светили.
433. Составь и запиши предложения, в которые есть: 1) два однородных подлежащих при одном сказуемом; 2) три однородных подлежащих при одном сказуемом; 3) два однородных сказуемых при одном подлежащем; 4) три однородных сказуемых при одном подлежащем. Расставь правильно знаки препинания. Подчерки орфограммы.
434. Прочитай текст. Какова его главная мысль? Перечисли знаки препинания, которые ты знаешь. Какие из них ставятся только в конце предложения, а какие – только внутри предложения?
Главная мысль текста: знаки препинания, как интонация, позволяют точнее понимать текст, помогают передать то, что нельзя передать только словами. Знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. В середине предложения можно ставить запятую, тире.
435. Что могут рассказать знаки препинания о смысле и интонации этих предложений?
Составь и запиши предложения по этим схемам. Какие это предложения по цели высказывания и по интонации?
436. Прочитай. На какие вопросы отвечают выделенные слова? К каким членам предложения они относятся? Какими членами предложения являются выделенные слова – главными или второстепенными? Какой вывод об однородных членах предложения ты можешь сделать?
Спиши текст, подчеркни в предложениях грамматической основы. Графически покажи однородные члены предложения.
437. Спиши. Подчеркни главные члены. Графически обозначь однородные члены предложения. Какие они – главные или второстепенные? Объясни, почему ставится или не ставится запятая между однородными членами.
Какие это предложения по цели высказывания и по интонации? Подчеркни орфограммы в словах и между словами. Объясни написания.
438. Прочитай. Какие знаки стоят в конце предложения? Какое предложение надо прочитать с интонацией перечисления? Почему? Какие знаки нужно поставить в этом предложении?
Спиши вторую и третью строфы. Раскрой скобки, вставь пропущенные буквы.
Покажи графически однородные члены.
Матрешки тащат йод,
Бинты, пакеты с ватой.
А Ванька вдруг встает
С улыбкой плутоватой.
- поверьте, я живой!
И не нуждаюсь в няньке!
Нам падать не впервой –
На то мы Ваньки – Встаньки!
Первое предложение надо читать с интонацией перечисления, потому что есть однородные второстепенные члены предложения, однородные члены разделяются запятыми.
439. Диктант с подготовкой. Прочитай. Подчеркни и объясни орфограммы. Подчеркни простым карандашом главные члены предложений. Покажи однородные члены. Поставь, где это нужно, запятые. Закрой учебник. Напиши под диктовку.
Открой учебник, проверь написанное. К какому предложению подходит эта схема?
440. Диктант с подготовкой. Прочитай. Найди и подчеркни знакомые орфограммы. Объясни написание. Найди и подчеркни в каждом предложении грамматическую основу. Покажи графически однородные члены. Нужно ли ставить между ними запятую? Закрой учебник. Напиши под диктовку. Покажи графически однородные члены. Открой учебник, проверь написанное. Какое предложение соответствует этой схеме?
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: