§22. Местоимение как часть речи - cтраницы 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70
289. Работа в паре (группе).
Прочитай текст.
Кто это рассказывает? Можете определить? Почему?
О ком или о чем мечтает герой? Можно ли это определить? Какие слова нужно заменить в этом тексте, чтобы стало понятно, кто его герой и о чем он мечтает?
Сформулируйте основной вопрос урока. Сравните с вариантом на стр. 196.
Автор рассказа – школьник, маленький мальчик или девочка. Он говорит об учебе и рассуждает по-детски.
Герой мечтает о друге, домашнем питомце или о вещи, которая ему очень нужна. Если заменить некоторые слова м.р. на название предмета, то станет известно, о чем мечтает ребенок.
Я уже давно мечтаю о щенке. Иногда даже вижу его во сне. Мне кажется, если он будет у меня, я буду лучше учиться. Я буду всех любить, и у меня всегда будет веселое настроение.
Вопрос: какими слова можно заменять имена существительные?
290. Прочитайте предложения. Какие слова вы вставили вместо точек? Вместо каких слов они употребляются?
Сформулируйте выводы.
Позвольте представиться: Афанасий. Я живу в учебнике « Маленькая дверь в большой мир»,
Ну что за помощник! Сынок, когда он успел все убрать?
На ветке сидел воробей, он чистил свои перышки.
На соседнюю ветку села ворона. Она громко закаркала.
Выглянуло из-за тучи солнце. Оно осветило землю.
Я, Петя и Саша – друзья. Мы живем в одном доме.
Молодцы, дети! Вы очень старались на уроке.
Я люблю читать книги. Они помогают мне хорошо учиться.
Вставленные вместо точек слова – местоимения. Они ставятся на место имени существительного и отвечают на те же вопросы, поэтому называются местоимениями.
291. Прочитай текст. Найдите местоимения. Какие существительные они заменяют?
Выпиши эти существительные и местоимения. Выполни взаимопроверку.
Он – гусь, я – гусь.
Мы – гусь, гусыня и гусенок.
292. Прочитай реплики диалога.
Кто был первым говорящим лицом в диалоге? Как этот человек себя назвал? Кто другой участник диалога? Какое местоимение указывает на него? О каких других лицах разговаривают участники диалога? Какие слова на них указывают? Посмотри, как называются эти лица: 1-е, 2-е, 3-е.
Первым говорящим лицом в диалоге был позвонивший человек, назвавший себя местоимением я. Второй участник диалога – человек, ответивший звонящему. Он обозначен местоимением ты.
Разговор идет о Маше (она) Саше (он).
В диалоге использованы местоимения 1-го лица – я, 2 – го лица – ты, 3 –го лица – он, она, ее.
Он – м.р., она – ж.р., оно – ср.р. у местоимений я, ты и местоимений во множественном числе род определить нельзя.
293. Вместо каких существительных употребляются местоимения 3-го лица единственного числа? Запиши несколько существительных. Какого они рода?
294. Прочитай, найди в каждой строчке четвертое лишнее слово.
Спиши слова без лишних. Укажи лицо и число личных местоимений.
Я (1-е л., ед.ч.), ты (2-е л., ед.ч.), он (3-е л., ед.ч.) – местоимения. Яма – существительное, лишнее слово.
Мы (1-е л., мн.ч.), вы (2-е л., мн.ч.), они (3-е л., мн.ч.) – местоимения мн.ч. Ты – местоимение ед.ч.
Он (3-е л., ед.ч.), она (3-е л., ед.ч.), оно (3-е л., ед.ч.) – местоимения ед.ч. она – местоимение мн.ч.
Ока, окно, око – имена существительные. Оно – местоимение.
295. Личные местоимения, как и существительные, изменяются и употребляются с предлогами. Определи, какое местоимение так изменяется. Запиши, как в образце.
1) У_него, к_нему, его, с_ним, о_нем – он (3-е л., ед.ч.)
2) к_вам, с_вами, для_вас, о_вас – ы (2-е л., мн.ч.)
3) для_меня, ко_мне, меня, со_мной, обо_мне – я (1-е л., ед.ч.)
4) тебя, к_тебе, у_тебя, с_тобой – ты (2-е л., ед.ч.)
Изменяются и используются с предлогами личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица ед. и мн. числа.
296. Прочитай. Выпиши личные местоимения, рядом запиши это же местоимение в начальной форме.
Вам – вы, мы- н.ф., я – н.ф., со_мною – я, их – они, над_ними – они.
297. Отгадай загадку. Спиши, обозначь знакомые орфограммы. Подчеркни личное местоимение, укажи его начальную форму.
(Чему?) ей – н.ф. (что?) она – 3-е л., ед.ч.
След – 1 слог, ударный гласный е.
С - [с] – согласный, глухой парный, твердый парный звук.
Л - [л] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный, сонорный звук.
Е - [эʼ] – гласный, ударный звук.
Д - [т] – согласный, глухой парный, твердый парный звук.
4 буквы, 4 звука.
Следы – 2 слога: сле-ды, торой слог ударный, ударный гласный ы.
С - [с] – согласный, глухой парный, твердый парный звук.
Л - [лʼ] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный, сонорный звук.
Е - [э] – гласный, безударный звук.
Д - [д] – согласный, твердый парный, звонкий парный звук.
Ы - [ы] – гласный, ударный звук.
5 букв, 5 звуков.
298. Прочитай. Найди в каждой группе четвертое лишнее слово. Объясни, почему оно лишнее. Спиши, лишние слова писать не нужно.
1) я, он, ты – местоимения, на – предлог
2) мнем, мну, мни – глаголы, мне – местоимение.
3) нас, нами, нам – местоимения, надо – наречие.
4) воз, вес, вол – существительные, вас – местоимение.
5) оно, она, они – местоимения, но – частица.
Лишнее слово в каждой группе не относится к данной части речи.
299. Прочитай текст. Какая речевая ошибка в нем допущена? Чтобы исправить ошибку, текст нужно отредактировать: заменить имена существительные, которые повторяются слишком часто, личными местоимениями. Запиши исправленный текст. У тебя получиться сказка Виктора Хмельницкого «Фонарь и Звезда».
Подчеркни в тексте личные местоимения. Обозначь орфограммы. Разбери местоимения как часть речи.
300. Прочитай стихотворение. Ты увидел в нем игру слов? Выпиши местоимения и разбери их как часть речи.
Игра слов: местоимения вы, мы ,ты составляют слоги глагола вымыты.
Вы – н.ф. вы, мест., личное, 2-е л., мн.ч.
Мы – н.ф. мы, мест., личное, 1-е л., мн.ч.
Ты – н.ф. ты, мест., личное., 2-е л., ед.ч.
301. Прочитай текст. Найди и подчеркни личные местоимения. Какого они лица? Значит, от какого лица ведется рассказ? Замени местоимения 3-го лица местоимениями 1-го лица.
Запиши текст.
Выпиши любое местоимение и разбери его как часть речи.
Местоимения из рассказа ее, она, у нее, ей 3-го лица. Рассказ ведется от 3-го лица.
Обо мне.
Меня зовут Надя. Мама зовет меня Надюшей, а папа Надежой. Мне девять лет, я учусь в третьем классе. Я люблю сказки и веселые стихи, люблю петь, танцевать и играть на компьютере. По характеру я веселая.
У меня есть собака Джек, порода колли, а еще рыбки и черепаха. Джек любит гулять и играть со мной. Мне нравится, когда в доме много животных.
Мне – н.ф. я, мест., личн., 1-е л., ед.ч.
302. Напиши небольшое сочинение на такую же тему – «О себе». Расскажи какой ты или какая, что ты любишь делать. Используй в своем сочинении личное местоимение я с разными предлогами: у меня, для меня, мне, ко мне, со мной, за мной, обо мне и т.п. подчеркни в тексте местоимения.
О себе.
Меня зовут Андрей. Родители и бабушка зовут меня Андрюшей, а дедушка Андрейкой, друзья Андрюхой. Мне девять лет, я учусь в гимназии. У меня совсем мало свободного времени, потому что я дополнительно занимаюсь английским языком и футболом. Мои друзья любят приходить ко мне домой. Бабушка угощает нас чаем с пирожками, а мы играем в компьютерные игры. Бабушка и дедушка заботятся обо мне, помогаю готовить уроки, покупают для меня подарки.
У меня живет говорящий попугай Кеша. Ему нравится сидеть на моем плече и наблюдать за мной. Я учу Кешу разговаривать, меняю ему водичку и даю корм. Кеша встречает меня словами: «Андрюша пришел!».
Мне хочется, чтобы родители меньше работали и проводили бы со мной больше времени.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: