§19. Род имён существительных - cтраницы 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29
230. Прочитай имена существительные. Какие из них называют мужчин, а какие женщин? Выпиши их в два столбика.
В русском языке имена существительные бывают мужского рода и женского рода. Догадался, в какой столбик ты записал слова мужского рода, а в какой – женского? Как ты это определил? Какими словами подсказками можно воспользоваться? Какие существительные ты написал_ одушевленные или неодушевленные?
231. Прочитай слова. Это одушевленные или неодушевленные имена существительные? Определи с помощью слов – подсказок он, она, какие из них мужского рода, а какие – женского. Запиши слова в два столбика.
Колокольчик, польза, рассвет, алфавит, язык, суббота, коллекция, живопись.
Выдели окончания. Что ты заметил?
232. Определи, верно ли имена существительные женского и мужского рода распределены по столбикам. Спиши, обозначь в словах орфограммы.
233. Прочитай слова. Выпиши в первый столбик существительные мужского рода, а во второй – женского рода. Какие слова не относятся ни к мужскому, ни к женскому роду? Какие слова-подсказки можно подставить к этим словам? Запиши их в третий столбик, выдели окончания. Это имена существительные среднего рода.
234. Запиши сочетания имен существительных со словами мой, моя, мое. Укажи род.
Сформулируй, что ты узнал о роде имен существительных.
Существительные делятся на рода: мужской, женский и средний. Определить род существительных можно с помощью слов он, мой; она, моя; оно, мое. Существительные мужского и женского рода имеют окончания –а, -я или нулевое. Существительные среднего рода имеют окончания –о, -е.
235. Определи род имен существительных, запиши слова в три столбика. Над столбиками напиши сокращено: м.р., ж.р., ср.р.
236. Подбери и запиши по пять существительных мужского, женского и среднего рода. Какие из них одушевленные, а какие – неодушевленные?
Укажи.
237. Прочитай сочетания слов. Выпиши в один столбик одушевленные имена существительные, а в другой – неодушевленные. Определи, какого они рода.
Сказочная принцесса, храбрый портняжка, чайное блюдце, цветочная рассада, длинное письмо, больное сердце, крутой подъем, мой одноклассник, просторный класс, еловая аллея.
Ж.р. портняжка, рассада, принцесса, алея
М.р. одноклассник, класс, подъем
Ср.р. блюдце, письмо, сердце
238. Подбери и запиши по пять одушевленных и пять неодушевленных имен существительных. Определи, какого они рода.
М.р.
Пилот, школьник
Портфель, огурец
Ж.р.
Собака, ученица
Колбаса, булочка
Ср.р.
млекопитающее
болото
239. Прочитай текст. Найди в нем имена существительные, определи их род. Спиши. Обозначь орфограммы в словах и между словами.
240. Прочитай. Какие имена существительные можно вставить вместо точек? Какого они будут рода? Как ты это определил? Запиши предложения. Укажи род всех имен существительных.
1. Как ты думаешь, если имя существительное, например, женского рода, может оно изменить род? Проверь . что получилось?
2. Почему род – это постоянный признак имен существительных.
Вместо точек в предложениях можно вставить слова, подходящие по смыслу. Чтобы определить род подставляемых имен существительных, нужно задать вопрос к глаголу, по его окончанию вставить слова он, она, оно. Затем местоимения заменить на существительное нужного рода, которые будут соответствовать остальным словам в предложении.
Облачко (ср.р.) плыло по небу (ср.р.). за окном (ср.р.) щебетала птичка (ж.р.). сокол (м.р.) парил высоко-высоко над землей (ж.р.)
Имя существительное не может изменить род, он остается постоянным. Род принадлежит предметам, существам и явлениям от рождения, возникновения и не может меняться.
241. Определи род имен существительных. Какие слова помогли тебе? Запомни, какого рода эти существительные, чтобы правильно употреблять их в речи.
Составь устно несколько предложений с каждым из выделенных слов так, чтобы было понятно какого они рода.
Кенгуру (м.р.) (он мой) скакал (что делал?)
Кофе (м.р.) (он мой) молотый (какой?)
Какао(ср.р) (оно мое) горячее (какое?).
Шампунь (м.р) (он мой) душистый (какой?).
Кенгуру имеет сумку на животе.
Бабушка любит пить растворимый кофе с молоком.
В детском саду на полдник подают теплое какао.
Мама купила мне детский шампунь розового цвета.
242. Афанасий составил такие предложения:
Я видел в зоопарке кенгуру.
На завтрак я люблю пить кофе или какао.
Не хочу шампунь, лучше вымою голову детским мылом.
Понятно ли из этих предложений, какого орда имена существительные кенгуру, кофе, какао, шампунь? Почему? Дополни предложения, чтобы было понятно.
Афанасий неверно составил предложения. К выделенным словам нужно подставить слова, чтобы можно было определить род существительного.
Я видел в зоопарке маленького кенгуру. На завтрак я люблю пить черный кофе или сладкое какао. Не хочу твой шампунь, лучше вымою голову детским мылом.
243. Прочитай. Понаблюдай, что общего в составе слов – имен существительных мужского, женского и среднего рода.
Какие окончания у имен существительных мужского рода? Женского рода? Среднего рода?
244. Какие окончания могут быть у имен существительных в мужском, женском и среднего роде? Закончи схему: впиши окончания.
Подбери и напиши по три существительных мужского рода, женского рода и среднего рода с разными окончаниями.
245. Прочитай. Сколько в этом тексте и мен существительных? Выпиши их. Что ты знаешь о каждом существительном? Перечисли их признаки.
В этом тексте 6 имен существительных.
Сказка – (что?) сказка, сущ., неодуш., ж.р.
Кот – (кто?) кот, сущ., одуш., м.р.
Кит – (кто?) кит, сущ., одуш., м.р.
(по) океану – (что?) океан, сущ., неодуш., м.р.
(Из) блюдца – (что?) блюдце, сущ., неодуш., м.р.
Сметану – (что?) сметана, сущ., неодуш., ж.р.
246. Прочитай ряды имен существительных – синонимов. Устно составь предложение с каждым словом. Спиши синонимы, укажи род каждого из них. Обязательно ли все существительные – синонимы должны быть одного и того же рода?
Какие орфограммы есть в этих словах? Обозначь их.
Букварь (м.р.), азбука (ж.р.).
Век (м.р.), столетие (ср.р.).
Дата (ж.р.)., число (ср.р.).
Загадка (ж.р.). , ребус (м.р.), головоломка (ж.р.)..
Гнев (м.р.), негодование (ср.р.), возмущение(ср.р.).
Орфограммы и правописание приставок; слитное написание частицы не, как части корня; согласная в корне слова; смягчающий мягкий знак; гласные проверяемые и непроверяемые в корне слова; соединительная гласная в сложносоставных словах.
В первом классе ученики знакомятся с букварем. Папа Карло купил Буратино красивую азбуку.
Целый век росла эта сосна в лесу. Столетия назад люди не летали в космос.
В календаре отмечена юбилейная дата. Праздник начнется в назначенное число.
У любой загадки есть отгадка. Ребус оказался очень сложным. На перемене мы решали головоломки.
Папа испытал гнев после просмотра дневника своего сына. Волна негодования прошла по стадиону после свистка судьи. Плохой поступок вызывает возмущение у людей.
247. К данным существительным подбери и запиши по одному - два синонима. Определи род существительных – синонимов. Подчеркни в словах орфограммы.
Составь устно предложение с каждым словом. Не забудь о том что слова – синонимы называют одно и то же по-разному и могут отличаться оттенками значений. Выпиши два существительных (по своему выбору) и определи все их признаки.
Буря (ж.р.) , ураган (м.р.) , ненастье (ср.р.)
Воин (м.р.) , солдат (м.р.) боец (м.р.)
Всадник (м.р.) ,наездница (ж.р.), кавалерист (м.р.)
Мелодия (ж.р.), мотив (м.р.) , музыка (ж.р.)
Ураган – (что?) ураган, сущ., неодуш., м.р.
Наездница – (кто?) Наездница, сущ., одуш., ж.р.
За окном бушевала буря. Ураган промчался по лесу. В ненастье лучше быть дома.
В музее я видел доспехи древнего воина. Марширует рота солдат. Боец должен уметь стрелять.
Всадник красиво держался в седле. Умелая наездница показывала трюки с лошадью. Кавалериста можно увидеть на параде.
Вчера прошел ливень. Дождь зарядил с самого утра.
Мелодия падающих листьев в осеннем парке слышалась гуляющим людям. Мальчик насвистывал веселенький мотив. Мы ходили на концерт классической музыки.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: