Урок 63. Создание пород животных и сортов растений - cтраницы 102, 103, 104, 105

1. Прочитайте вступление перед текстом параграфа. Когда и как зарождалось сельское хозяйство?

По современным археологическим данным, сельскоехозяйство, начавшееся с одомашнивания животных и выращивания культурных растений, зародилосьпримерно 8-10 тыс. лет до н. э. в горных районах Ирана и Ирака, в Индии, Китае, на Мексиканском нагорье.
2. Охарактеризуйте связь между половым размножением, искусственным отбором и появлением новых, ценных для людей признаков у домашних животных и культурных растений. Какова в этой связи роль комбинативной наследственной изменчивости?
3. Почему селекцию можно назвать эволюцией, но направляемой желаниями и трудом человека? Докажите это.

Селекцию можно назвать эволюцией, но направляемой желаниями и трудом человека, потому что сам человек улучшает свойства растения, например морозоустойчивость, размеры, урожайность - это можно назвать эволюцией. Но человек сам создаёт отбор, выбирая более полезные ему по качествам овощи или фрукты. А в дикой природе на это действует естественный отбор, оставляя наиболее приспособленные к жизни организмы. Не всегда отобранный человеком сорт имеет качества для выживания в дикой природе, и без человека такие растения просто погибнут.
4. Представьте, что вы селекционер и вам необходимо создать новый сорт гречихи. Объясните, где вы будете искать источники новых генов, формирующих лучшие продуктивные качества этой культуры.

Методы селекции растений
1. Подбор родительск пар - селекция по месту происхождения.

2. Гибридизация.
а) неродственная - внутривидовое, межвидовое, межродовое скещивание.
б) имбридинг - самоопыление у перекресноопыляющихся растений путем искусственного воздейстаия чистых линий.

3. Отбор.
а) массовый - в отношении перекрестного опыления.
б) индивидуальный - в отношении самоопыляемых выделяются чистые линии - потомство одной самоопыл особи.

4. экспериментальное получение полиплоидии - для получения более продуктивных урожайных форм.

Я бы скрестил(а) разные виды гречихи, имеющие необходимые мне свойства, выбрала из полученных растений лучше всего удовлетворяющие по необходимым качечтвам и скрещивал(а) их. И так пока не достигну желаемого результата.
5. Сформулируйте определение понятия "центры происхождения культурных растений". Трудами какого ученого были выделены эти центры? Сколько центров добавилось к основным в результате продолжения работ Н.И.Вавилова?

Центры происхождения культурных растений — географические центры генетического разнообразия культурных растений.

Н.И.Вавилов. На основании материалов о мировых растительных ресурсах он выделял 7 основных географических центров.
6. Сравните 7-й и 12-й первичные центры происхождения культурных растений на рисунке 11.1. Установите сходство и различие. Какой вывод можно сделать о взаимосвязи расселения людей по нашей планете с темпами развития сельского хозяйства?

Главными отраслями сельского хозяйства являются растениеводство и животноводство. Соответственно, уже в начале аграрной революции сформировалось два различающихся типа территориальной организации населения — постоянный земледельческий и кочевой животноводческий. Их общие черты — распыленность населения, сильная зависимость плотности и расселения от природных условий, крайне редкие(как правило, одно за несколько поколений) постоянные переселения для сельскохозяйственного освоения новых территорий.
7. Охарактеризуйте те исследования, которые помогли установить наличие, как правило, одного предка для каждого домашнего животного, несмотря на обилие пород этого вида животных. Опишите (по выбору) предков домашних животных.

Одомашнивание диких животных и возникновение скотоводства сыграли важную роль в развитии общества и его производительных сил. Первой была одомашнена собака, так как потребность в ней возникла на наиболее ранней стадии развития первобытно-общинного строя. Дикими предками домашних собак были волки и шакалы. Позднее, в новокаменный век, были одомашнены овцы, происходившие от муфлона, архара и аргали. Свиньи приручены и одомашнены позднее. Родоначальниками их были дикие кабаны. Крупный рогатый скот произошел от ныне вымершего вида диких туров. Одомашнен крупный рогатый скот за 7-9 тысяч лет до нашей эры. Лошадь одомашнена 4-5 тысяч лет назад. Прародителями ее, вероятно, является несколько разновидностей дикой лошади, не сохранившихся до настоящего времени. Куры, утки и гуси одомашнены позднее других видов сельскохозяйственных животных. Продолжается процесс одомашнивания диких животных и в настоящее время.
8. На основании каких исследований Н.И.Вавилову удалось открыть закономерности определенных циклов изменчивости, проявляющихся у представителей всех родов и видов одного семейства?
9. Объясните, почему возможно появление сходных мутаций у целого ряда видов животных, относятщихся не только к одному семейству, но и кразным отрядам одного класса. Приведите примеры.

Одинаковые условия проживания: например, белый медведь и песец имеют белый окрас, дабы быть менее заметными на снегу, или иголки у кактуса и акации.
Одни животные маскируются под других, чтобы хищники их не троргали: оса и муха-журчалка, или маскировка под объект окружающей среды. Наример, палочник.
10. Ответьте, какое применение находит в селекционной работе закон гомологических рядов наследственной изменчивости, открытый Н.И.Вавиловым.

  1. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости позволяет находить нужные признаки и варианты в почти бесконечном многообразии форм различных видов как культурных растений и домашних животных, так и их диких родичей.
  2. Он дает возможность успешно осуществлять поиск новых сортов культурных растений и пород домашних животных с теми или иными требуемыми признаками. В этом заключается огромное практическое значение закона для растениеводства, животноводства и селекции.
  3. Его роль в географии культурных растений сопоставима с ролью Периодической системы элементов Д. И. Менделеева в химии. Применяя закон гомологических рядов, можно установить центр происхождения растений по родственным видам со сходными признаками и формами, которые развиваются, вероятно, в одной и той же географической и экологической обстановке.


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: