Тема 1.3. Уровни организации живой материи. Методы биологии - cтраницы 13, 14, 15, 16, 17

1. Что такое уровень организации живой материи?

Уровень организации живой материи
– это совокупность количественных и качественных параметров определенной биологической системы (клетка, организм, популяция и т.д.), которые определяют условия и границы ее существования.

2. Заполните правую колонку таблицы.

Тема 1.3. Уровни организации живой материи. Методы биологии - 1

3. Рассмотрите рисунок 2 в §1. 3. По аналогии с представленным примером в столбце 1 дополните таблицу "Уровни организации живой природы".

Тема 1.3. Уровни организации живой материи. Методы биологии - 2

4. Выберите правильный ответ.

Тест 1. Понятие «популяция» применимо к:

1. Учителям г. Владимира
2. Рокерам Челябинской области
3. Коллективу Большого драматического театра г. Санкт-Петербурга
4. Членам закрытой общины в штате Пенсильвания.

Тест 2. В организме человека нельзя выделить уровень организации:
1. Молекулярный
2. Организменный
3. Популяционно-видовой
4. Клеточный.

5. Перечислите известные вам методы познания живой природы и заполните таблицу "Методы биологии".

Тема 1.3. Уровни организации живой материи. Методы биологии - 3

6. Используя дополнительные источники информации, дайте определения понятий.
  • Научный факт – это форма научного знания, в которой фиксируется некоторое конкретное явление, событие; результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов.
  • Гипотеза – предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.
  • Теория – наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности; учение, система идей или принципов, является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел.

7. Используя раздел «Методы познания живой природы» в §1. 3, назовите основные этапы научного исследования.
  1. Сбор данных – фактов.
  2. Выдвижение гипотезы.
  3. Осуществление серии экспериментов.
  4. Получение результатов.
  5. Если гипотеза подтверждается, она становится теорией, включающей в себя правила и законы.

8. Какие уровни организации живой природы затронуло А. Флемингом открытие антибиотиков в 1938 году? Ответ обоснуйте.

Молекулярный уровень – так как были открыты новые молекулы. Клеточный – так как антибиотики воздействуют на бактериальные клетки. Кроме того, были затронуты и все остальные уровни, так как в природе все взаимосвязано. Были открыты лекарства от многих болезней, выживаемость и продолжительность жизни человека увеличилась.

9. Познавательная задача.

В свое время английские фермеры поинтересовались у Ч. Дарвина, от чего зависят надои коров, на что получили ответ: "От числа старых дев в округе". Логика ученого оказалась мало понятной крестьянам. Однако Ч. Дарвин, несмотря на экстравагантный ответ, был прав. В английской глубинке 19 века надои коров зависели от полноценного корма, основой которого был клевер и клеверное сено. Урожайность клевера зависит от эффективности опыления его шмелями. Шмели строят свои гнезда в земле, где их часто разоряют мыши. Мышей эффективно уничтожают кошки, а кошек очень любят содержать пожилые незамужние дамы.

Какие научные методы были использованы Ч. Дарвином для формулирования своего умозаключения?

Ответ:
метод наблюдения, сравнительный и исторический метод (сравнивание поведения мышей, шмелей и т.д. ранее), метод гипотез и моделирования (воссоздание модели – пищевой цепи в уме).

10. Заполните кластер: «Современная техника, используемая для решения биологических задач».

Тема 1.3. Уровни организации живой материи. Методы биологии - 4

11. Сформулируйте основные идеи §1. 3.

Уровни организации живой материи – это совокупность количественных и качественных параметров определенной биологической системы, которые определяют условия и границы ее существования.
  1. Молекулярный.
  2. Клеточный.
  3. Органно-тканевой.
  4. Организменный.
  5. Популяционно-видовой.
  6. Биогеоценотический.
  7. Биосферный.
Методы изучения живой природы:
  • Метод наблюдения
  • Описательный
  • Сравнительный
  • Исторический
  • Экспериментальный
  • Метод моделирования
  • Современные методы с использованием новейшей техники, микроскопов и компьютеров.


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: