Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии - cтраницы 9, 10, 11, 12, 13

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИИ.

1. Дайте определения понятия.

Биология – это комплексная наука, изучающая все проявления жизни: строение, функции и происхождение живых организмов, их взаимоотношения в природных сообществах со средой обитания и другими живыми организмами.

2. Составьте схему «Система биологических наук».

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии - 1

3. Охарактеризуйте место биологии в системе биологических наук.

Современная биология – это комплексная наука, для которой характерно взаимопроникновение идей и методов различных биологических дисциплин, а также других наук – химии, физики, математики.
4. Заполните таблицу «Основные направления развития современной биологии».

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии - 2

5. Соотнесите имена великих ученых с описанием их вклада в развитие знаний о человеке. Правильное соответствие укажите индексами (1-10).

1. Авиценна 4
2. Аристотель 9
3. Везалий 3
4. Гарвей 4
5. Гераклит 5
6. Гиппократ 10
7. Декарт 1
8. Мечников 7
9. Павлов 6
10. Пастер 8.

6. С какими областями практической деятельности человека связана наука биология?

Ответ: Биология тесно связана с медициной, производством химической продукции, с сельским хозяйством, промышленностью и энергетикой.

7. Какие жизненно важные проблемы позволяет решать знание биологии?

Ответ: При помощи биологии открыто множество лекарств и методов лечения болезней, новых веществ для сельского хозяйства и промышленности. Благодаря новым методам исследований стали бурно развиваться как самостоятельные науки биофизика, биохимия, молекулярная биология, радиационная и космическая биология и т.д.

8. Объясните, почему биологию можно считать наукой будущего?

Ответ: С помощью знаний биологии человечество сможет решить главную задачу: сохранение биосферы с целью поддержания условий существования и развития цивилизации. Биология – реальная производительная сила и рациональная научная основа отношений между человеком и природой.

9. Составьте план сообщения на одну из предложенных в учебнике тем (см. задание на с. 8 учебника).

Выполняется самостоятельно.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В БИОЛОГИИ.

1. Дайте определения понятий.

• Наука – одна из сфер человеческой деятельности, цель которой – изучение и познание окружающего мира.
  • Научный факт – это факт, который можно воспроизвести и подтвердить.
  • Научный метод – совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

2. Какое значение имеет важнейший принцип науки – «Ничего не принимай на веру»?

Ответ: Главная задача науки – построение системы достоверного знания, основанного на фактах и обобщениях, которые можно подтвердить или опровергнуть. Научные знания постоянно берутся под сомнение и принимаются только после достаточных доказательств.

3. Составьте схему «Методы познания живой природы».

4. Используя схему в учебнике «Основные этапы научного исследования» (см. рис. 1 на с. 12 учебника), составьте описание (методику проведения) биологического исследования «Выявление содержания крахмала в продуктах питания: хлебе, меде, молоке».
  1. Постановка проблемы: выявить, содержится ли крахмал в хлебе, меде и молоке.
  2. Гипотеза: крахмал содержится в хлебе, не содержится в меде и молоке.
  3. Проверка гипотезы: на каждый из продуктов добавить по капле спиртового раствора йода. В тех продуктах, где произойдет синее окрашивание (качественная реакция), содержится крахмал.
  4. Подтверждение/опровержение гипотезы по результатам опыта.
  5. Вывод.
5. Проведите исследование по составленной методике (см. задание 4). Результаты запишите в таблицу.

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии - 3

Сделайте выводы: в результате проведенного опыта было выявлено, что произошло синее окрашивание на хлебе и в меде, не произошло – в молоке. Гипотеза была частично подтверждена: хлеб содержит крахмал, молоко – не содержит. Качественная реакция на крахмал произошла с медом, так как мед, вероятно, некачественный и содержит искусственные добавки, в частности, крахмал для густоты.

6. Какое значение для проведения научного исследования имеет гипотеза?

Ответ: Каждая гипотеза проверяется экспериментально в ходе получения новых научных фактов. Если полученные факты противоречат гипотезе, то она опровергается. Если гипотеза согласуется с фактами и позволяет сделать верные прогнозы, она может стать научной теорией.

7. Чем выводы исследования отличаются от его результата?

Ответ: Результаты проведенного эксперимента – это новые научные факты, полученные в результате исследования. Вывод исследования – это заключение, на основе полученных фактов, о том, подтверждена гипотеза или же она опровергнута.

8. Какую роль играют прикладные и фундаментальные исследования в биологии?

Ответ: Основная цель прикладных исследований – обнаружение, интерпретация и развитие методов и систем по совершенствованию человеческих знаний в различных отраслях. Эти методы решают социально-практические проблемы.
Фундаментальные исследования позволяют познавать законы, управляющие природой. Эти законы изучаются «в чистом виде», безотносительно к их возможному использованию.